ЛЕНИН - КРЕСТИКОМ, СТАЛИН - ГЛАДЬЮ

Суеверные вышивальщицы считают, что рисунок, выводимый иголкой на холсте, западает в душу мастерицы и может впоследствии влиять на ее жизнь. Идеологи большевистского движения назвали бы это поверье глупым наследием дореволюционных лет, однако, как показывает выставка в Музее политической истории России, именно в период становления советского государства влияние сюжетов вышивки на умы вышивальщиц было особенно велико.

Экспозиция невелика - 15 предметов, датируемых 30-70-ми годами прошлого века. Большую часть из них составляют красные бархатные полотнища, на которых золотыми или желтыми нитками вышиты трудовые лозунги и призывы к победе и мести. По словам старшего научного сотрудника Валентины Ушаковой, за последние 80 лет в фондах музея скопилась огромная коллекция вышитых знамен. Те, что сегодня представлены посетителям, отбирались не только по художественным и содержательным параметрам, но и по их состоянию - время не пощадило не только коммунистическую идеологию, но и ее бархатные носители. Самый ранний из представленных экспонатов - первое знамя петербургского комитета РСДРП. Партийный стяг вышит традиционной византийской гладью, лишний раз демонстрируя забавный исторический оксюморон - символы Октябрьской революции нередко вышивались по канонам русского православного шитья. Портрет "дорогого товарища Ленина" активистки женсовета колхоза имени Ленина трогательно вышили крестиком - лик вождя народов воссоздан белыми, серыми и коричневыми нитками, которые весьма правдоподобно рисуют эффект светотеней. Техника ли вышивки или наивно-искренний настрой мастериц тому причина, но портрет вождя на красном ситце кажется вполне естественным мотивом для вечернего рукоделия. Чего не скажешь о соседнем экземпляре - заключенный ГУЛАГа К. А. Киприянов на носовом платке вышил грустную историю своей жизни. С одной стороны цепи - герб Военно-морского флота, в котором он служил до заключения в 1936 году. С другой - черный орел в кандалах, тоскующий по восходящему за решеткой красному солнцу. В 1940 году дело против бывшего комиссара было прекращено, с тех пор платок хранился как семейная реликвия и совсем недавно был передан музею сыном узника. Если над остальными работами посетители склоняются, пытаясь лучше разглядеть детали, то панно "Поезд в пути" заставляет экскурсантов отступить на несколько шагов назад, чтобы охватить всю панораму. Холст площадью 24 квадратных метра был вручную вышит работницами станции Шепетовка Юго-Западной железной дороги для участников XVIII съезда ВКП(б). Активистки воссоздали нитками экономическую карту СССР, указав где, согласно сталинскому плану развития железных дорог, пролягут рельсы и шпалы в скором будущем. Переложив на холст эти стратегические планы, активистки не забыли отобразить их авторов и вдохновителей: слева - бронзовый Ленин, справа - выглядящие живее всех живых Сталин и Каганович. Это панно попало в запасники музея еще в 1939 году, однако выставляется впервые. Закрытие музея, XX съезд партии, новый партийный взгляд на прошлых лидеров, крушение самой партии - все эти обстоятельства в разное время мешали представить это удивительное произведение широкой публике. Оно и другие примеры политизированной вышивки представлены в Музее политической истории России до 1 сентября.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.