МЕХАНИЗМ ФОРС-МАЖОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Вчерашнее известие, пришедшее из Саранска, должно было заставить слегка поежиться не только приволжских, но и вообще всех губернаторов России. Владимир Путин заявил о необходимости разработки механизма отставки тех руководителей, которые доводят свои регионы до кризиса. В принципе, такие отставки допускает и нынешняя Конституция, но Путин имел в виду действия Кремля в состоянии форс-мажора, когда по вине главы субъекта Федерации возникает опасность катастрофы. К этому выводу президент пришел посетив родину Ленина.
Спецификой нынешнего поволжского турне Владимира Путина стало то, что из всех многочисленных городов на берегах Волги он выбрал два, причем прямо противоположных: проблемный Ульяновск и цветущий Саранск. Что касается столицы Мордовии, то ее посещение, кстати, завершившее тур, должно было поднять настроение главе государства. Мордовия - в целом благополучная республика, не приносящая больших доходов госбюджету, но успешно сводящая концы с концами. Саранск же недавно был признан самым благоустроенным городом России.
Но перед этим Путин посетил Ульяновск, и радости такое посещение принести не могло. Родина Владимира Ильича, бывший Симбирск, сумела остаться на протяжении 90-х островком социализма на Волге в противовес реформаторскому Нижнему и умеренно-сепаратистской Казани. Хлеб в Ульяновске был чуть ли не самый дешевый в России, а основные социальные блага - от общественного транспорта до электроэнергии - население получало едва ли не бесплатно. Эксперимент кончился возрождением дефицита на основные товары и прочими проблемами, поэтому два года назад область, отвергнув губернатора-коммуниста, проголосовала за генерала Шаманова, поддержанного Кремлем.
Генерал начал поправлять ситуацию, вплоть до назначения контролеров-отставников на местной птицефабрике, бороться с кражами продукции, но более серьезные проблемы ему оказались не под силу. В прошлую зиму Ульяновск замерз, почти как Приморье, и лишь более мягкий европейский климат уберег жителей от катастрофы. В области началась война губернатора с местными энергетиками, готовыми отключить все социальные и производственные объекты.
Однако Путина, посетившего город, возмутило в первую очередь не хроническое отсутствие горячей воды и электричества, а более серьезная проблема. Приехав в район Ульяновска, расположенного на три метра ниже уровня Волги, он убедился в том, что дамба прохудилась и не исключена катастрофа, сопоставимая с тем, что не так давно случилось в Предкавказье.
Президент сказал в первую очередь об ответственности тех, "кто доводит область до такого состояния". Но чуть позже он перешел и к тем, кто повыше: должен быть разработан механизм отставки руководителей тех регионов, которые доводят свои регионы до форс-мажора.
Бывшему генералу Шаманову пока беспокоиться не стоит (хотя звонок неприятный). Все же по своему политическому происхождению он типичный "генерал-губернатор", посаженный в свое кресло Кремлем. Недаром, будучи в Ульяновске, президент говорил именно про чиновничество. Но остальные губернаторы, причем не только поволжские, должны взять на заметку последний тур главы государства. Есть и другие губернаторы, работа которых не устраивает федеральный центр.