"ПОЕЗД УДОВОЛЬСТВИЯ" ПРИБЫЛ В ПАВЛОВСК

В субботу целый день собиралась гроза. К вечеру, однако, природа смилостивилась, и закатный свет настроил публику, прибывшую в Павловск, на приятно-размягченный лад. Аромат цветов, который жадно вдыхали присутствующие, разливался в воздухе невидимыми волнами. Все было готово к тому, чтобы открытие I музыкального фестиваля "Большой вальс в Павловске" началось вовремя.

Среди гостей любопытный взор мог обнаружить директора Эрмитажа Михаила Пиотровского с супругой, директора Музея-заповедника в Павловске Николая Третьякова и директора Музея Суворова Александра Кузьмина. Музыкальную общественность представляли композитор Сергей Слонимский и критик Гульнара Садых-заде, банкиров и меценатов - председатель правления Санкт-Петербургского Промстройбанка Александр Пустовалов. Ирина Смолина, не позволяя себе расслабиться, снимала свои "стэндапы", а Зоя Беляева, представлявшая федеральный канал, торопилась взять интервью у тех, кто, собственно, и затеял фестиваль, посвященный Иоганну Штраусу и юбилею Павловска, которому нынешним летом "cтукнет" аж 225 лет. В начале восьмого вечера почетные гости и журналисты вместе со счастливыми обладателями билетов расселись на отведенные места. Концертный зал Павильона роз был переполнен, и кое-кому достались лишь стоячие места у отреставрированных стен. За окнами была видна естественная зеленая декорация павловских рощ. Казалось, что еще чуть-чуть и... зазвучит ожидаемая легкая музыка. Но нет! Событию, коль скоро оно происходит впервые, должно предшествовать некое официальное действо в виде приличествующих ситуации открытия речей. Все заинтересованные лица право на их произнесение получили и воспользовались им сообразно с собственной ролью в организации фестиваля. Вспоминали, конечно, Штрауса и его любовь к России, Павловск и его музыкальные традиции, Промстройбанк и его щедрую поддержку данного проекта. Юлия Кантор (она же - арт-директор "Большого вальса") передавала эстафету выступлений из рук в руки. Но и в официальной церемонии бывает своя драматургия. Когда с первого ряда встал элегантный господин в очках, то по залу прошелестел шепот: "Похож, ой, как похож!" Да, это действительно был он - доктор Эдуард Штраус. Правнук знаменитого композитора и президент Института исследования творчества своего знаменитого предка. Господин Штраус оказался в России и в нашем городе впервые и от того, наверное, очень волновался. Сказывалась ответственность. Вскоре с речами было покончено, и к музыкантам Камерного оркестра Петербургской филармонии вышел маэстро Владимир Зива. Решительным взмахом дирижерской палочки был начат наконец фестиваль. Торжественно и приподнято прозвучал полонез из "Евгения Онегина". Затем настал черед танцев из опер Глинки. Мелодии, знакомые с детства, плавно перетекали одна в другую. Маэстро почти не делал пауз в перерывах между номерами, и концерт буквально на глазах превращался в радостный музыкальный нон-стоп, веселящий публику. Ее улыбки не казались вымученными. Эмоциональный драйв достиг кульминации, когда настала очередь мелодий Штрауса. Среди хорошо знакомых полек и галопов была неожиданно обнаружена пьеса с железнодорожным названием "Поезд удовольствий", напоминающая о способе, которым во времена Иоганна Штрауса публика добиралась на его концерты в Павловск. Нынешний концерт продлился чуть более часа. Под финал концерта Владимир Зива позабавил слушателей традиционным трюком. Дав "отмашку" на начало "Марша Радецкого", дирижер покинул место за пультом и отправился на прогулку вглубь зала, доверив музыкантам право разобраться с нотами Иоганна Штрауса самостоятельно. Последние такты музыки утонули в аплодисментах. Дирижер поднял в традиционном приветствии оркестр и, прижав руку к сердцу, поклонился публике. Были и цветы, и крики "Браво!", и требования сыграть что-нибудь на "бис". Когда же в центре зала появилась огромная корзина роз, маэстро, взяв с пюпитра ноты короля вальсов, водрузил их в центр цветочной композиции, вызвав этим жестом новый взрыв оваций. Никому не хотелось расходиться. После полутора часов наслаждения мелодиями казалось, что и розы распространяли вокруг какой-то особый аромат. Притих даже вечно напоминающий о себе горластый павлин, местная павловская достопримечательность. Неспешно публика покидала Павильон роз, растекаясь по аллеям и дорожкам парка. Кто-то усаживался в автобус, кто-то хлопотал вокруг своей иномарки, но все это было без суеты и спешки, словно время замедлило свой бег. В какой-то момент даже почудилось, будто еще немного, - и из-за поворота появится карета государя-императора, а вслед за ней и придворный кортеж. Но едва разыгравшаяся фантазия была успокоена приглашением по старинному отечественному обычаю отметить открытие I музыкального фестиваля "Большой вальс в Павловске". Белое и красное французское вино соответствовало настроению момента. Беседа текла чинно и благородно, лишь изредка прерывалась она призывами к представителям прессы поторопиться. Настойчивый женский голос вел отсчет времени до отбытия последнего автобуса из Павловска: "До его отправления осталось семь минут! До его отправления осталось пять минут!" На крыльце Павильона роз в какой-то момент австрийский гость и потомок композитора оказался в одиночестве. Я подошел к нему и поинтересовался впечатлениями от увиденного и услышанного. Эдуард Штраус был в восхищении. "А вы когда-нибудь танцевали под музыку Иоганна Штрауса?" Брови президента Института исследования Штрауса взлетели вверх в удивлении, и прозвучал ответ: "Я не танцую, для меня достаточно того, что музыка звучит в душе". Правда, никто не ответил: была ли та музыка вальсом, полькой, маршем или галопом, которые так лихо сочинял сам Иоганн Штраус. Каждый уносил и увозил из Павловска с собою свою мелодию. Впервые "поезд удовольствий" доставил меломанов сюда полтора столетия назад. Отныне на тур "Большого вальса" можно будет приезжать в Павловск каждые выходные. Фестиваль начался...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.