ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ, НО ТРУДНЕЕ

АНАТОЛИЙ ШИШКИН, Д. Т. Н., ПРОФЕССОР, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ КАРЕЛЬСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАН<br>- Анатолий Иванович, вы участвуете в подготовке Среднесрочной программы развития Республики Карелии. Расскажите, пожалуйста, какие у нее сегодня перспективы и в каком направлении будет развиваться этот замечательный край?

- Еще до того, как начал работать ЦСР "Северо-Запад", в 90-е годы, мы у себя в Карелии приняли стратегию развития до 2010 года. Собственно говоря, мы вынуждены были это сделать - такое требование содержится в Конституции республики. Не хватало тогда только общественного мониторинга. Цикл "разработка и реализация" мы привязали к выборам. Необходима была и преемственность. Ведь сегодня очень часто подход к выборам один: критика старого, своего предшественника. На самом деле подход должен быть проектным: на выборы надо идти с готовой программой. На перевыборы - с результатами ее выполнения. Собственно говоря, в рамках Конституции РФ возможны три варианта развития нашей республики. Первый подразумевает уход государства практически из всех сфер экономической деятельности, неограниченный доступ внешних участников на наши рынки с надеждой, что рынок все организует естественным путем. Второй - это расширение прямого участия государства в регулировании экономических и общественных отношений. Третий же предполагает высвобождение частной инициативы и одновременно создание руководством республики условий, благоприятных для хозяйствования (включая финансовую и социальную стабильность). Наш проект программы исходит из того, что в период с 2002 по 2006 годы Карелия будет развиваться по третьему варианту. Но право окончательного выбора наилучшего варианта из трех возможных принадлежит жителям республики. Семья, безопасность, достаток в доме, стабильность, порядок, право на труд в безопасных условиях и охрана труда, достоинство и справедливость - главные жизненные ценности, заложенные в наш вариант программы развития Карелии. Собственно говоря, программа эта - инструмент управления ситуацией. Она приводит в единую систему усилия всех ветвей власти и согласовывает интересы общества, государства и бизнеса. - Программа является развитием упомянутой вами стратегии - концепции? - Да, программа конкретизирует положения концепции "Возрождение Карелии". В свое время мы обнаружили, что темпы падения производства в Карелии были в 2 раза выше, чем в среднем по стране. Теперь, когда мы начали развиваться, выяснилось, что и развиваемся мы в 1,5 раза быстрее. Наверное, это так называемый эффект малых сообществ. К сожалению, в последние четыре года Петрозаводск выбивался из общей канвы развития республики. В целом республика показывает сегодня 26 процентов роста, а город всего 3 процента. Мое глубокое убеждение - столица не должна отставать в своем развитии. Конечно, не должна сильно опережать, но и отставать не должна. Первые 4 года реформ мы (карелы) пытались не пускать "чужаков". Но затем, когда наши предприятия уже смогли конкурировать на равных, мы в течение четырех лет установили для всех равные условия. Теперь же, наоборот, мы только приветствуем инвестиции. В 2001 году рост инвестиций составил 47 процентов, Карелия сегодня по этому показателю - среди лучших регионов не только Северо-Запада, но и страны в целом. - Стратегия развития Северо-Запада предполагает инновационное развитие территорий. Каковы перспективы инноваций в Карелии? - В первый период реформ нам надо было остановить падение, второй период (в настоящее время) предполагает повышение качества жизни. Пути повышения качества жизни - инновационное развитие экономики и привлечение капитала из-за границы и других регионов страны. К сожалению, само понятие "качество жизни" очень размыто. Срабатывает субъективизм мнения: к хорошему мы привыкаем, а плохое при этом забывается. Более того, завтра то, что было "хорошо" вчера, становится уже "плохо". Кроме того, мы столкнулись в последние годы с любопытной ситуацией: жить стало лучше, но труднее. В 2008 году у нас должна быть сформирована качественно новая среда жизни. Сегодня мы уже живем лучше с точки зрения возможностей потребления. Далее, по мере повышения качества жизни, мы будем строить совсем другие дома, по-другому осваивать-развивать территорию. Это как в пословице: "Аппетит приходит во время еды". По мере повышения качества жизни потребности опережают: появляется желание поменять "Жигули" на "БМВ". Но есть еще одна проблема. Разные люди по-разному относятся к качеству жизни. В частности, интересные данные мы получили, когда исследовали наш средний класс. Например, во время опроса в Сортавале школьная учительница сказала, что живет хорошо и относит себя к среднему классу. А живущий напротив в хорошем доме бизнесмен, у которого есть машина и все остальное, сказал, что живет он плохо - у него нет уверенности в завтрашнем дне. Да и запросы у него выше - он регулярно ездит в Финляндию и видит, какой там уровень жизни. - Вы говорили о населении. Кстати, вспомнилось, что, бывая в Карелии, я всегда удивлялся его низкой плотности. Деревни и хутора расположены далеко друг от друга, городки небольшие... - Плотность населения - это не первоочередной вопрос. Самое главное - отсутствие инфраструктуры. Территории, находившиеся в 200-километровой погранзоне вдоль границы с Финляндией, практически не развивались в течение 70 лет. Мы должны инфраструктуру создавать заново, и создавать на пустом месте ее очень трудно. Например, сегодня построена железная дорога Кучкома - Архангельск - Карелия - Финляндия, вдоль нее уже развивается инфраструктура. Это даст толчок к дальнейшему развитию территорий. Что же касается численности населения, то вот уже второй год у нас положительная миграция. И одновременно наблюдается рост рождаемости. Это происходит из-за того, что у нас в республике никаких потрясений - все тихо-спокойно, обстановка стабильная. - А кто приезжает в первую очередь? - Приезжают таджики, узбеки. Чеченцы приезжают. Причем приезжают как раз те, кто устал воевать, кто хочет работать. Правда, появилась проблема: некоторые мигранты начинают нищенствовать. Но есть среди них и очень работящие, у которых стоит поучиться трудолюбию. Почему они едут к нам? Я вот вспоминаю войну: немцев тогда очень не любили, что было естественно. Но у нас в Карелии даже тогда все было по-другому. Наверное, потому, что республика у нас многонациональная. Очень спокойная, в том числе и в национальном вопросе. В последнее время стали возвращаться из Финляндии наши эмигранты - в первую очередь ингерманландцы. Если раньше они безудержно уезжали, то теперь некоторые из них, особенно молодые люди, возвращаются в родные места. - Не боятся? Не пугает опыт канадских финнов? - Да, действительно, из 26 тысяч финнов, приехавших из Канады в 30-е годы, впоследствии репрессированных и отправленных за Урал, вернулись в Карелию только 3 тысячи. Кстати, среди них был и мой отец... Но сейчас все-таки ситуация коренным образом изменилась. И даже многие финны, уехавшие в годы войны, и их потомки приезжают и восстанавливают свои семейные дома. Правда, пока они к нам не переселяются - приезжают время от времени. Но это, наверное, только первый этап. - В свое время многое говорилось о создании еврорегиона "Карелия". Работает ли этот проект и в каком он состоянии сегодня? - Этот проект сегодня существует, на реализацию первого этапа мы получили от Евросоюза 2 млн ЭКЮ. Руководит проектом в Карелии министр внешних связей республики Валерий Шлямин. Там четыре направления: развитие лесного и лесоперерабатывающего комплекса, информационных технологий, образования и проект развития малых муниципальных образований. Основное направление - информационно-коммуникационное. Оно предполагает помимо всего прочего прозрачность бюджета и другой правительственной информации. Сегодня самое трудное для власти - отчитываться перед общественностью, но наше правительство с каждым годом увереннее идет на это. Организован и 4 года выполняется мониторинг социально-экономических процессов в Карелии... Вы бывали в Карелии и, наверное, обращали внимание на развитие у нас интернета. Так вот, интернетизация уже помогла правительству со сбором информации "с мест". Теперь предстоит второй этап - включение республики с помощью интернета в сетевое международное сообщество. Для того чтобы любой житель деревни мог работать, к примеру, в Лондонской библиотеке. Что же касается развития муниципалитетов, то это очень важное направление. Дело в том, что муниципалитеты - это не государственная власть, это власть народная, она как раз и призвана обеспечивать демократическое развитие общества. И если ее убрать, то "вертикаль власти" будет как при Сталине.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.