АНДРЕЙ ПЕТРОВ: ГИМН - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ
Cо знаменитым российским композитором Андреем Павловичем Петровым наша встреча произошла в один из жарких июльских дней, когда маэстро со свойственной ему ответственностью готовился к встрече со своим давним другом и соратником - кинорежиссером Эльдаром Александровичем Рязановым. Один мастер должен был выполнить заказ другого. В уютной квартире Андрея Павловича с видом на Неву и Петровскую набережную неспешно текла наша беседа о том, чем нынче заняты мысли и думы композитора Петрова...
- Года два назад, в канун вашего юбилея, мы беседовали о вашем грандиозном проекте - сочинении и постановке мюзикла "Капитанская дочка" в Америке. Тогда, помнится, вы все время твердили: "Надо дожить, надо дожить!" Кажется, дожили. Как обстоят дела с проектом?
- Дела идут постепенно и медленно. В июне мы вместе с дочерью Ольгой ездили в Америку. Я ее подключил к этому делу потому, что вся история с мюзиклом длится вот уже несколько лет, и свежесть композиторского взгляда на материал потеряна. Кроме того, Оля гораздо лучше меня знает английский язык. Поездка была вызвана тем, что сейчас готовится к выпуску cтуденческий спектакль в Бостонской консерватории. Они получили неплохой бюджет с учетом того, что мюзикл будет костюмным, - в лучших традициях Бродвея. В октябре планируется показ уже готового спектакля в статусе предпремьерного с публикой.
- Что это означает?
- Это означает, что на эти показы собираются критики, продюсеры, театральная общественность. Если спектакль понравится какому-либо продюсеру, то он покупает на него права и устраивает уже мировую премьеру на Бродвее или где-нибудь в другом месте.
- А дальше?
- После этих шести спектаклей американцы намерены привезти свою постановку "Капитанской дочки" сюда, в Петербург, в рамках фестиваля "Играем мюзикл вместе". Если помните, они нечто подобное уже проделывали. Нынче на главные роли предполагаются бродвейские звезды.
- Спектакль пойдет в декорациях?
- Да, все будет как в настоящей постановке - с декорациями, с большим составом оркестра, кордебалетом. Планируется, что в массовых сценах примут участие студенты Театральной академии.
- Как я понимаю, этот проект достаточно дорогой?
- Его смета уже составлена, и городские власти обещали поддержать проект в российской его части.
- Ваша творческая дружба с Эльдаром Рязановым продолжается. Вы вместе сделали уже полтора десятка картин?
- По-моему, четырнадцать.
- О чем его новый фильм, к которому вы пишете музыку?
- Он называется "Ключи от спальни". Это комедия положений по мотивам французской драматургии и рассказов Аркадия Аверченко. Действие происходит во времена Cеребряного века в Петербурге. Привлечены модные в те времена поэты, хотя взяты не самые знаковые стихи. Например, у Блока было выбрано стихотворение "Я пригвожден к трактирной стойке".
- В каком жанре вы сочинили инструментальную музыку?
- Поскольку чарльстона тогда еще не было, то я с удовольствием сочинил регтайм. Представляете себе, с американским банджо.
- Рязанов предполагает закончить новый фильм к юбилею?
- Да, видимо, хочет сделать себе подарок. Как однажды сделал себе на юбилей подарок Георгий Данелия, когда представил премьеру "Паспорта".
- Сейчас объявлен конкурс на музыку Глиэра. Надо ли, на ваш взгляд, сочинять стихи к ней? И вообще: нужен ли Петербургу новый гимн?
- Сама форма гимна в первую очередь предполагает Слово. Гимнов без текстов практически не бывает. Даже когда мы обрабатывали "Патриотическую песню" Глинки под новый гимн России, то ожидали появления слов. Кстати, со словами каждый раз исполнять его не обязательно, только в самых торжественных случаях. Мне кажется, что победит тот, кто сумеет сочетать пушкинский зачин из "Медного всадника": "Люблю тебя, Петра творенье!" c cоответствующим собственным продолжением. Эту идею высказал наш питерский режиссер Леонид Менакер. То есть чтобы в тексте сочетались и Пушкин, и голос современника.
- У вас не было соблазна самому сочинить гимн Петербурга?
- Гимн - дело серьезное. Когда я работал над гимном России, то внимательно изучил гимны всех стран и пришел к выводу, что чаще всего что-то просто приспосабливали из уже имеющегося. Гимн Австрии - это Гайдн. Тема заимствована из струнного квартета. В славянских странах взяты мелодии народных песен. Мне кажется, что музыку "Гимна Великому городу" вряд ли можно превзойти. Если говорить гипотетически о замене, то это должна быть замена только на не менее популярную мелодию. Но, по мне, музыка Глиэра уже давно стала неофициальной визитной карточкой Санкт-Петербурга.
- Сам собою напрашивается вопрос о том, как готовится Союз композиторов нашего города к грядущему юбилею?
- Конкретные имена композиторов и исполнителей еще рано называть, пока ясно, что фестиваль "Петербургская музыкальная весна" в будущем году будет очень коротким и компактным.
- Каковы даты его проведения?
- Скорее всего, мы проведем его в конце апреля. Безусловно, в его программе будут присутствовать и новые сочинения. Однако нашей принципиальной позицией является то, что мы дадим возможность прозвучать в рамках фестиваля тем сочинениям, которые посвящены Петербургу, но были забыты. Например, музыке балета Бориса Тищенко "Двенадцать". Или давно не звучавшей оратории Вадима Салманова на стихи той же поэмы Блока "Двенадцать". То есть это те сочинения, репутация которых уже устоялась.
- Нынче здание петербургского Дома композиторов в лесах...
- Мы проводим плановый ремонт, приводим в порядок свой собственный дом. Когда-то планировали превратить в концертный зал наш внутренний дворик, но обследование выяснило, что там у каждого здания, выходящего во двор, своя высота, и чтобы перекрыть двор, нужны очень большие деньги. К тому же после подобных перестроек необходимо было бы "делать" заново всю акустику. В итоге мы от этой идеи отказались. Хотя хотим все-таки сделать ремонт двора и фасада.
- Какие планы еще существуют у композитора Петрова помимо фильма Рязанова и "Капитанской дочки"?
- Сейчас уже готова музыка к спектаклю на сцене Театра российской армии "Cевастопольский марш", который ставит режиссер Борис Морозов по мотивам "Севастопольских рассказов" Льва Толстого. С режиссером Виталием Мельниковым, который наконец приступил к работе над фильмом "Бедный Павел", мы вновь начали работать вместе. Юрий Занин сейчас снимает фильм к годовщине гибели "Курска" - о том, как поднимали подводную лодку. Это святая для меня тема. И музыка здесь должна быть мощная - почти хорал, как у Баха. Помогает мое знакомство с академиком Игорем Дмитриевичем Спасским, для которого "Курск" - постоянная боль. Вот такие мои планы на ближайшее время.