БТС НАЧИНАЕТ ВТОРУЮ ОЧЕРЕДЬ
В честь грядущего 75-летия Ленобласти областное правительство организовало автомарафон для журналистов. В нем принял участие и корреспондент "НВ". Начался маршрут с северного полукольца, то есть с Карельского перешейка. Первой остановкой стал Приморск.
Время просто летит, и вот уже полгода минуло с той поры, как вступила в строй первая очередь Балтийской трубопроводной системы, соединившей нефтеналивной порт в Приморске с Киришами и Ярославлем. Напомним, что нефтепровод Кириши - Приморск был торжественно открыт 27 декабря 2001 года в присутствии президента Путина. В тот же день из специализированного нефтеналивного порта Приморск ушел первый танкер.
Выручка от перекачки нефти через первую очередь БТС составила 360 млн рублей. Основные нефтяные компании, которые осуществляют перевалку нефти через Приморский порт, - это "Юкос", "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть", "Башнефть", "Татнефть". Предполагается в ближайшей перспективе привлечь и направить через БТС и нефть из ближнего зарубежья, причем особые надежды возлагаются на Казахстан. Перевалка казахской нефти началась с апреля - отправлены первые 60 тыс. тонн.
Вывозят нефть в основном танкеры Фенноскандии - шведские, норвежские, датские и финские. Грузятся здесь и отечественные танкеры, например новороссийские.
В принципе решен вопрос о строительстве второй очереди БТС. Работы должны развернуться с начала осени. Вторая очередь не предусматривает прокладку новой нитки трубопровода в Приморск - здесь будут строиться только дополнительные нефтеперекачивающие станции, в том числе одна в Ленобласти, в районе Сестрорецка. Также потребуется соорудить дополнительные резервуары в Приморске общей емкостью 400 тыс. тонн. Согласно техническому заданию объем транспорта нефти по системе БТС увеличится с 12 до 18 млн тонн в год. Это позволит перенаправить на российский порт грузопоток, который сейчас уходит в Латвию (в Вентспилс). Проект третьей очереди БТС предусматривает увеличение ее мощности еще в 2,5 раза.
Директор ООО "Спецморнефтепорт Приморск" Владимир Диденко в беседе с журналистами отметил особо, что до 10 процентов инвестиций в проект направлено на экологические цели. И это неудивительно, если вспомнить, насколько серьезные возражения экологов вызывала всего пару лет назад сама идея строительства нефтеналивного порта на Финском заливе. За обеспечением экологического мониторинга и экологической безопасности в порту следит экоаналитическая лаборатория, регулярно проводящая анализы почв и атмосферы. Очень высокие требования предъявляются к приходящим танкерам перед тем, как им дается разрешение сбросить балласт в море: содержание нефтепродуктов в сливаемой воде не должно превышать 0,25 мг/л. При большем содержании танкер недогружается нефтью на величину балласта, было уже два таких случая.
Не дремлет и "око государево". Автоматизированная система помогает следить за безопасностью движения судов. Сойдя с фарватера, ведущего к Петербургу, и повернув в сторону пролива Бьеркезунд между берегом Финского залива и Большим Березовым островом, танкер попадает в зону ответственности администрации порта Приморск (филиала Морского порта Петербурга). Подобно авиадиспетчерам здесь следят за показаниями радаров, которые отмечают на экранах все перемещения судов. Под началом у капитана находится также и лоцманская служба. Планируется проведение больших серьезных учений по преодолению последствий разлива нефти в море.
Активно ведется и борьба за противопожарную безопасность: компания закупила новейшие машины для местных пожарных в Приморске. Пожарная команда находится в ведении муниципальных властей, но, естественно, безопасность "спецморнефтепорта Приморск" - приоритет № 1. Аналогично обстоит дело с безопасностью и на всем протяжении трассы трубопровода. На Невской нефтеперекачивающей станции находится постоянно в наличии трехкратный ресурс системы пожаротушения, все системы безопасности. Станция расположена близ подводного перехода через Неву, который правильнее было бы назвать подземным - туннель проходит на безопасной глубине в 7 метров ниже речного дна.
Теперь в Приморск ведет прекрасная трасса, отремонтировано и размечено Приморское шоссе. Приморск - в прошлом полузакрытый - постепенно оживает. БТС создает рабочие места: если специалистов высокой квалификации приходится завозить издалека, то основной состав рабочих набран тут же. На стене в проходной висит приглашение записываться в местную футбольную команду и приходить на тренировки.