А ВОТ КОМУ БЕЛЬЕ ОТ "ЗОЛОТОГО СОФИТА"...
О некоторых особенностях высшей театральной премии<br><br>В минувший четверг в конференц-зале "Пушкин" Гранд-отеля "Европа" при небывалом стечении рукопишущего, звукозаписывающего и снимающего народа состоялось официальное представление номинантов высшей театральной премии Петербурга "Золотой софит".
А через три месяца, 21 октября, уже в восьмой раз будут чествовать лауреатов престижной премии, к которой театральная общественность и широкие зрительские массы постепенно успели привыкнуть. Хотя при рождении и в первые годы существования особой любовью "Софит" не пользовался. Даже его родители - комитет по культуре и Союз театральных деятелей - относились к собственному дитя, как к детдомовскому. Неудобно же не иметь вообще никакой премии, надо же, чтоб все было как у людей, то есть как в Москве, где вокруг "Золотой маски" кипели страсти и разворачивались всякие скандальные сюжеты. Ну и создали, как бы поневоле, свою доморощенную премию. Мороки-то ведь с такими акциями выше головы, а дивиденды появляются через много лет, и то не всегда.
Критика относилась к "Софиту" сурово. Каких только шишек не сыпалось на головы устроителей, начиная с неудачного названия (неужели нельзя было придумать ничего лучшего, чем осветительный прибор) и кончая обвинениями в мафиозном сговоре, кумовстве и интригах при распределении наград. Особо доставалось церемонии награждения за пошлость, растянутость и провинциализм. И надо сказать, что многие претензии были справедливы. Но, как говорится, шли годы, менялся пейзаж на сцене, в зале и за стенами театра. Менялся и "Софит". Его лауреатами стали десятки действительно достойнейших деятелей театрального процесса. И в последние 2-3 года все как-то выровнялось, стало вполне приемлемым. Результаты "Золотого софита" и церемония награждения перестали раздражать общественность.
Но нынче, похоже, устроители почуяли пробуждающий острый аппетит юбилейный запах, и, судя по прошедшей пресс-конференции, наш "Софит" пытается взгромоздиться на юбилейные котурны и соответствовать грандиозности грядущих торжеств.
Об этом свидетельствовали некоторые неожиданные вещи. Еще до начала пресс-конференции при регистрации журналистам вручался подарок от одного из спонсоров "Софита" - московской "Трехгорной мануфактуры". Не этим ли можно отчасти объяснить такой наплыв пишущей и снимающей братии? Причем, хотя все журналисты вроде бы изначально должны быть равны, но некоторые, как водится по нашей самобытной традиции, оказались равнее. Поэтому заранее определенная часть представителей пера и микрофона получила в подарок роскошные комплекты постельного белья, а другая - только фартук и прихватки для кухонного обихода. Правда, никто из простых "фартучников" или привилегированных "простынщиков" не задал устроителям вопрос, почему вообще люди, пришедшие исполнить свой профессиональный долг - получить информацию, чтобы передать ее потом общественности, должны наделяться какими-то подарками. Добро бы это были блокнотики или авторучки с логотипами... Хотя, может быть, подарок метафоричен, мол, вот вам чистое белье и никогда не прикасайтесь к грязному. Но это как-то слишком наглядно...
Ладно, оставим в стороне курьезы и обратимся к сути, изложенной в пространном пресс-релизе, который получили пришедшие в конференц-зал "Пушкин". Давно уже не приходилось читать такого, как теперь говорят, пафосного документа. В каждой строчке сквозит страсть к самовозвеличиванию, тяга к большому имперскому стилю: "Торжественная церемония награждения - это всегда долгожданный, захватывающий, театрализованный праздник... Стало доброй традицией участие в Торжественной церемонии награждения высоких чинов из Министерства культуры, Союза театральных деятелей России, Администрации Президента, губернатора города В. А. Яковлева, членов правительства, депутатов, почетных столичных и зарубежных гостей... Планируется Прием-чествование номинантов Премии с участием представителей Правительства и Худсовета города, Союза театральных деятелей России, партнеров Премии, руководителей и журналистов ведущих СМИ. По окончании приема номинанты почетным эскортом будут препровождены к месту проведения Торжественной церемонии".
Перевожу с большого штиля, с прописных букв, с языка ломоносовских од на общедоступный. Впервые в этом году перед традиционной церемонией награждения "золотыми софитами" в театрах города пройдет фестивальный показ, декада спектаклей номинантов, которая завершится приемом номинантов в Гранд-отеле "Европа" и церемонией объявления лауреатов в недавно отреставрированном зале Театра музыкальной комедии.
И весь этот грохот был бы, может быть, и хорош, да есть одна незадача. Больно уж прошедший сезон, по результатам которого и отбираются лауреаты, был посредственен, бледен, если не сказать грубее. Не заслуживают его итоги таких фанфар, нет тут нужды в эскортах и пышных церемониях. Разумеется, есть и в этом сезоне отрадные явления. Кто будет возражать против таких номинантов, как Валерий Гергиев, обреченный на получение всех "масок" и "софитов" по разряду музыкального театра. Кто усомнится в достоинствах замечательной Татьяны Щуко в спектакле "Московский хор" или режиссерском даровании молодого Андрея Прикотенко, поставившего "Эдипа-царя" в Театре на Литейном. Уж не говорю о специальных премиях и призах "За творческое долголетие" и "Верность театру", которые, как правило, никем не оспариваются. И нынче в этих номинациях имена Аллы Осипенко, Игоря Дмитриева, Всеволода Кузнецова, Нины Ольхиной, Владимира Труханова, вызывающие почтение и трепет.
Но все это не меняет общей, более чем скромной картины прошедшего сезона. Не видно на этом полотне ярких красок и художественных прозрений. И было б естественно, если бы праздник вручения профессиональной премии соответствовал реальному состоянию творческих достижений. Ни к чему тут VIP-толпа, приемы, балы и бельевые пресс-конференции в Гранд-отеле. Безвкусно это, неинтеллигентно, не по-петербургски. Несет от этого суетой, жлобством и провинцией. По-человечески устроителей понять можно - очень хочется отломить от юбилейного пирога, не пропустить раздачу праздничных слонов. Но лучше все-таки остаться от этого в стороне, сохранить достоинство. Как показывает практика, такая позиция потом частенько окупается.
Правда, единственно, что уже и сейчас примиряет с амбициозными планами устроителей "Софита", так это имена постановщиков торжественной церемонии вручения премии - режиссера Александра Петрова и художника Александра Орлова, лауреатов "софитов" и "масок" прошлых лет, замечательных мастеров, не способных на пошлость, безвкусицу и халтуру. Так что, может быть, благодаря им и пронесет нас мимо державного шоу, освященного присутствием вышестоящих лиц министерств и ведомств.
P. S. Вот написал и уже жалею, поскольку на пресс-конференции было объявлено о призе, который получит журналист, наилучшим образом осветивший подготовку и проведение "Золотого софита" сезона 2001-2002 годов. Счастливец станет обладателем портьер, штор, покрывал и прочая и прочая, словом, полного обмундирования для своей гостиной или спальни от той же "Трехгорной мануфактуры". Так и представляешь журналистскую гостиную в праздничном гобеленовом убранстве!
Кажется, опять выстрелил, как говорится, мимо кассы. Обидно...