ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ ОСЬМИНИНА
Его даже не уход, исчезновение в тридцать два года, когда еще путь жизненный не был пройден и до половины, - не только потеря, боль, горе. Это для нас, зрителей, критиков, журналистов, вновь знак. Того, что жизнь в театре коротка не только в переносном, но порой и в прямом смысле. Того, что театр - тот же молох, и актера нужно беречь и благодарить. Пониманием, сочувствием, тишиной зала, аплодисментами, цветами. Желательно тогда, когда он еще может это почувствовать и оценить.
Раскаленный Петербург лениво дышал зноем в своем театральном межсезонье, а в Омске во время гастролей не стало Алексея Осьминина - одного из ведущих артистов труппы Театра сатиры на Васильевском. Актера, глаза которого всегда мерцали таинственным светом героя-любовника, неврастеника, красавца. Диапазон ролей широчайший: от Севы Полонского в "Моем загляденье" по А. Арбузову до трагической фигуры Освальда в "Призраках" Г. Ибсена. Последняя роль - Эзоп в одноименном спектакле А. Байрамкулова - стала венцом его творческой биографии. И наверное, не случайно в спектакле, посвященном прежде всего свободной личности, Эзопу - не уроду (читай: инакомыслящему), а Эзопу-творцу, - конфликт разрешается трагически. "Где ваша пропасть для свободных людей?!" - решительно бросал в маленький зал герой, сделавший свой выбор. Вспоминая об этом, трудно не задуматься о жестокой иронии судьбы.
Эзоп Алексея Осьминина не был ни моралистом, ни диссидентом. Он умел любить и улыбаться, но был обречен творить. Страсть, конфликты мировоззрений все отступало на второй план и проявлялось главное: античное смирение перед волей рока, наделившего способностью к творчеству. Подвиг Эзопа в том, что он смог выполнить свою миссию. И этот образ - невысокий юноша в черном, с маской в руке и петлей на шее - останется с нами.
"И пошел Эзоп... к обрыву..."