НА ДОРОГЕ В ЕВРОПУ

Журналистский автомарафон по Ленобласти, организованный областным правительством в честь областного юбилея, назывался "Северное кольцо". За неделю, полную приключений, было пройдено более 1500 км по маршруту: СПб - Приморск - Выборг - Каменногорск - Светогорск - Сосново - Приозерск - Лосево - о. Коневец - Зеленогорск - Колтуши - Тихвин - Ст. Ладога - СПб. Дороги - они как реки, нечасто меняют свое русло, поэтому трасса пробега проходила местами по старинным трактам, существовавшим и за 500 лет до нас.

ВОСТОЧНЫЙ ПУТЬ Вот только некоторые из дорожных объектов, сданных в эксплуатацию за последнее время: подъезд к морскому порту Высоцк, объезд города Приморска, 265-метровый мост через Вуоксу на трассе Выборг - Приозерск, дорога от Волхова на Старую Ладогу. В очереди на реконструкцию еще 87 км областных дорог. За ближайший год планируется также обустроить трассы, проходящие по сотне населенных пунктов области. На ремонт улиц в одном только Выборге выделено по распоряжению губернатора области 11 млн рублей... Впрочем, работы и проблем здесь масса... Вдруг в нашем микроавтобусе со звоном разлетается приоткрытый стеклянный люк у нас над головами и обрушивается на нас. В целом отделались легким испугом. Первой пришла мысль о местных гопниках с рогатками. На самом деле это был камень, вылетевший из-под колеса встречной машины. И виновата была не машина, а старая, крошащаяся понемногу бетонка - та самая, которую, по слухам, можно использовать как взлетную полосу. Вот камни с нее и взлетают. А через сто метров началось нормальное свежезакатанное шоссе. Возможно, это тоже была граница чьих-то разных владений. За время автопробега пришлось трижды менять машины. "Форд Транзит" не протянул и суток - радиатор потек. Пока наши дороги и водители поддерживают отечественного производителя: надежнее всего показала себя наша "Газель". Считается, что у нее подвеска слишком жесткая, но это вам и не тротуар Невского проспекта - здесь долго джиповать не удастся. Варяги, отправляясь в Россию, держали курс на восток. Мы же двинулись в обратном направлении - на запад, в бывшую шведскую Финляндию. В Выборге познакомились с интернациональным туристическим проектом, который называется "Королевская дорога". Проект финансируется ЕС по линии ТАСИС и предполагает маршрут по королевским резиденциям от Стокгольма до Петербурга через Турку, Хельсинки и Выборг. Шведские короли имели резиденции во всех своих провинциях, которые и объезжали в течение года. Одной из королевских резиденций являлся административный центр Выборгского лена. (Лен по-шведски означает владение/область, и в этом смысле название Ленобласть очень подходит для приграничной территории.) Немного более странной кажется конечная точка маршрута - Петербург. Короли по дороге из Выборга в сторону Петербурга ездили нечасто. Навскидку вспоминаются разве что король-крестоносец Магнус Эрикссон, Густав II Адольф, который на Рождество 1615 года инспектировал строительство города Ниена на месте будущего Питера, да Густав III, посетивший СПб инкогнито во времена Екатерины II. Да и те если и отправлялись в Россию, то скорее морским путем. Сейчас при поддержке местной администрации в Выборгском районе раскручивается проект обустройства сети портов для маломерных судов в акватории Финского и Выборгского заливов. Вообще Выборг и музей "Выборгский замок" в частности прикладывают титанические усилия по привлечению публики, в том числе и зарубежной. Все лето в замке происходят фестиваль за фестивалем: джаз, рок, опера, рыцарский фестиваль (24-28 июля), кинофестиваль "Окно в Европу" (август) и так далее. Но есть одна серьезная проблема на перегоне Хельсинки - Петербург: где остановиться солидному, привыкшему к комфорту человеку? Через Выборг проезжает за год почти 4,5 млн человек, а останавливается здесь в 1000 раз меньшее количество народа. Город, который всего на полвека моложе Стокгольма и на два с половиной века старше Хельсинки (не говоря о Петербурге), зарабатывает на туризме менее 1% налоговых поступлений в местный бюджет. По словам председателя потребительского комитета муниципальной администрации Светланы Нерушай, это по крайней мере в 10 раз ниже потенциально достижимого показателя. Местная власть сейчас меняет приоритеты в туристическом деле - переориентируется на въездной туризм. Но тут сразу же встает проблема инвестиций в инфраструктуру отдыха. Конечно, российским школьникам сойдет и бывший пионерлагерь с удобствами на улице (которые еще не каждый найдет без посторонней помощи) или в конце коридора. Но тогда цены должны быть адекватно низкими. А вот шведам и финнам - даже любителям экстремального отдыха - нужен гарантированный уровень комфорта за нормальную цену. Тем более деловым людям и пожилым участникам ностальгических туров. Очевидно, что турист охотно заплатит деньги, если получит адекватный плате сервис. Но он ни за что их не оставит, скажем, в Старой Ладоге, если в помещении, выдаваемом за ресторан, будет негде вымыть руки. НЕРОДНАЯ ПОЧВА Почва для развития туризма есть. В Приморске нам говорили, что в последние годы и туда зачастили бывшие жители - финны. Финский Койвисто (ныне Приморск) когда-то был оживленным торговым городом. Именно оттуда отправился в свой крестовый поход на Русь вышеупомянутый Магнус Эрикссон - было это в 1348 году. А задолго до финнов и шведов там жили и торговали карелы, и имелась новгородская торговая фактория, через которую велись дела со скандинавами. В этом смысле строительство новых портов на побережье Финского залива - продолжение очень старой торговой традиции. И результаты налицо: про нефть понятно, но вот благодаря выборгскому винному терминалу, например, вполне приличное (по нашим меркам) французское вино стало стоить намного дешевле. В Светогорске нам рассказали о другой тенденции: из соседней Лапеенранты, до которой всего 7 км ходу, приезжает финский безработный, покупает здесь квартиру и безработничает уже на нашей территории. Только ездит домой за пособием. Деньги финских налогоплательщиков оседают таким образом по нашу сторону границы. Местным властям стоило бы всерьез подумать о том, как сделать это явление массовым. Зато в Колтушской волости нам показали, как сделать так, чтобы деньги наших "новых средних" не отъезжали в соседнее государство. Теперь наш средний класс валом валит на выходные в финские края. При этом неподалеку от Питера есть, оказывается, точно такие же места и населенные к тому же как раз финнами-ингерманландцами. Здесь в получасе езды от границы города чистейший воздух, вода, песок, сосны, лодки, форель в садке, лошади под седлом, ресторан и все прочие удовольствия, включая и удовольствие поговорить с умнейшим человеком, организовавшим эту идиллию на природе неподалеку от поселка Воейково. С точки зрения туризма Ленобласть - непаханое поле. Это экологически чистая Вуокса. Это самое большое озеро Европы - Ладога, где еще остались неокультуренные многокилометровые песчаные пляжи, которые и не снились никаким Канарам. Наконец, свою многовековую историю имеют не только Выборг и Старая Ладога. В пределах нынешней Ленинградской области располагалось когда-то целое ожерелье древних оборонительных комплексов - Копорье, Кексгольм/Корела (он же Приозерск), Ландскрона, Ореховец, Ям, Ивангород, Ниеншанц, Кронштадт... Их стены и башни - отчасти сровненные с землей, отчасти восстанавливаемые из руин - напоминания о том, что далеко не всегда и не так уж безоговорочно входили эти земли в состав российского государства. Наши скандинавские соседи, в отличие от россиян, об этом прекрасно осведомлены. А мы могли бы на этом очень хорошо зарабатывать. Если, конечно, не слишком мучить шведских туристов рассказами о том, как Александр Невский и Петр Великий спасли весь православный мир от шведских поработителей. Все было несколько сложнее на этих "исконно русских землях". С таким же успехом их можно назвать и исконно финскими, и исконно шведскими. И не нужно этого бояться - Европа давно признала нерушимость существующих границ. Журналистская экспедиция наглядно показала: в Ленобласти есть где отдохнуть и что показать. Главное - впредь жить так, чтобы не было мучительно стыдно перед соседями по Северной Европе за то, что мы здесь у себя сотворили.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.