ФИНАЛЬНЫЕ АККОРДЫ "БОЛЬШОГО ВАЛЬСА"
Завершается международный музыкальный фестиваль "Большой вальс в Павловске". Его концепция была вдохновлена знаменитым австрийским маэстро Иоганном Штраусом, который, как известно, в течение десяти сезонов выступал в царской летней резиденции. Праздник музыки заметно оживил культурную жизнь северной столицы, украсил ее совершенно неожиданным соединением красоты природы и мира звуков. А стало это возможным благодаря объединению усилий таких уважаемых организаций, как Петербургская филармония, концертное агентство "Интрада", дирекция музея-заповедника в Павловске и, конечно, Промышленно-строительный банк Санкт-Петербурга, который стал генеральным спонсором фестиваля. Итоги "Большого вальса" в эксклюзивном интервью для нашей газеты подводит автор идеи фестиваля, его арт-директор Юлия КАНТОР.
- Вы удовлетворены итогами вашего проекта?
- Конечно. Состоялись все девять запланированных концертов при полнейших аншлагах. Зал Розового павильона в Павловском парке был постоянно переполнен. Мест не хватало, и некоторым любителям музыки пришлось слушать музыку снаружи. И открытие, и закрытие были по-особенному торжественны благодаря участию Камерного оркестра заслуженного коллектива республики академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, которым дирижировали Владимир Зива и Николай Алексеев соответственно. Нам удалось привлечь к программам фестиваля солистов Мариинского театра. Блестяще выступили пианисты Наум Штаркман и Владимир Мищук. По-моему, первый блин вопреки традиции оказался не комом. Существенным моментом для нас явилась поддержка Петербургской филармонии и председателя Почетного комитета фестиваля, директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.
- Какое событие фестиваля вы бы назвали самым ярким?
- Приезд на церемонию открытия потомка дирижера Эдуарда Штрауса, которому все увиденное и услышанное пришлось по душе. Понравился наш фестиваль и другим австрийским гостям - хранителям Венского музыкального собрания. Все наши гости выразили готовность прибыть в следующем году на второй фестиваль. Поразило то, как активно наши музыканты восприняли идею фестиваля и поддержали ее своим участием. Главной нашей удачей я считаю то, что эмпирическим, фестивальным путем нам удалось доказать, что традиция музицирования в пригородах жива и продуктивна и воспринимается публикой с энтузиазмом.
- Изменится ли на следующий год форма организации фестивальной программы?
- В первый раз, не зная, как пойдет дело, мы спланировали концерты в выходные дни. В следующий раз мы сделаем программу фестиваля более компактной. Скорее всего, она уложится в десять дней. Время его проведения останется тем же - в июле. Думаю, что более строгим будет и отбор исполняемого репертуара. Программа выстроится с ориентиром на те жанры, которые особенно любил Иоганн Штраус. Мы планируем участие и певцов из Вены. Что же касается расширения рамок фестиваля, то могу с радостью сообщить о том, что австрийская сторона предложила нам сделать выставку "Иоганн Штраус в России. ХIХ-ХХI вв.". Мы предполагаем развернуть выставку в стенах Петербургской филармонии, где, как известно, выступал маэстро. Может быть, несколько концертов нашего следующего фестиваля состоятся и в зале бывшего Дворянского собрания.
- Вы не думаете о том, чтобы разнообразить фестивальную программу за счет других видов искусства?
- К нам обратился петербургский театр "Зазеркалье", в котором сейчас готовится к выпуску новый спектакль по оперетте Иоганна Штрауса "Летучая мышь". Премьера намечена на осень. Надо ее посмотреть, и если сценическое решение спектакля позволит его переносить в Павловск, то вполне вероятно, что он украсит фестивальную афишу.
- Как отнесся господин Штраус к тому, что он увидел и услышал?
- Ему очень понравился город. Он был, естественно, в восторге от Эрмитажа. Господину Штраусу пришелся по душе и тот энтузиазм, с которым публика восприняла музыку его предка на концерте в Розовом павильоне. На следующий год доктор Штраус намерен приехать на фестиваль уже с семьей - женой и детьми.
- Вы намерены добиваться государственной поддержки фестиваля?
- Пока мы реализовывали проект исключительно на собственном энтузиазме. И я должна сказать огромное cпасибо Промстройбанку, потому что в такой серьезной структуре, как этот банк, решение о финансовой поддержке было принято оперативно. Но нам хотелось бы, чтобы с учетом исключительно петербургского характера фестиваля "Большой вальс в Павловске" и контекста празднования грядущего 300-летия Санкт-Петербурга нашему проекту была бы оказана и государственная поддержка.
Но уже сейчас независимо от этого мы начинаем думать о следующем фестивале.
- То есть вы опять пригласите публику на тур "Большого вальса в Павловске"?
- Можете в этом не сомневаться.