"ВСЕ ГОВОРЯТ: ОН - МАЛЕНЬКОГО РОСТА..."
Его можно назвать cчастливчиком. Однажды, когда молодой Дастин занимался приготовлением собственного завтрака, на кухне взорвалась газовая плита. В госпитале врачи сказали его родным: "Не жилец". Сам пострадавший думал иначе и... выжил. В другой раз его ударило током настолько сильно, что он вновь оказался на больничной койке. Тогда-то и пришла ему в голову эпитафия, которую он предполагал вывести на собственном надгробии: "Я так и знал, что все этим закончится".
Не закончилось. Потомок еврейских эмигрантов из Румынии, небольшого - "метр с кепкой" - роста, этот подвижный меланхолик сумел обыграть актерскую судьбу много раз на том поле, где обычно ломалась не одна биография. Он при негеройских кинематографических данных с выразительно орлиным носом сумел стать не только любимцем Голливуда, но и любимцем публики разных возрастов, цвета кожи и вероисповеданий. Индейцы могут обожать его за роль индейского вождя в ленте Артура Пенна "Маленький Большой человек". Cтрадающие от феминисток мужья - за оскароносную роль отца-одиночки в мелодраме "Крамер против Крамера". Бродяги души не чают в актере за его неприютного Риццо в "Полночном ковбое" Джона Шлезингера. Университетские ученые мысленно аплодировали герою Хоффмана в тот момент, когда он брался за оружие, чтобы отомстить бандитам и насильникам в беспощадной драме Сэма Пекинпа "Соломенные псы". А уж про заокеанских трансветитов и "голубых" и вовсе говорить не приходится. Достаточно только вспомнить метаморфозы и переодевания Дастина в искрометной комедии Сиднея Поллака "Тутси". Детворе же пришелся по душе хоффмановский злодей из спилберговского "Крюка". Поколение же американских шестидесятников навсегда идентифицировало себя с тем характером, который создал 30-летний Хоффман в дебютном для себя фильме Майка Николса "Выпускник". Видавший виды мужчина играл юношу так пронзительно и искренне, что едва не получил за это "Оскара". С той поры минуло целых 35 лет. Юноши повзрослели и стали отцами и дедами. Вместе с ними "вырос" и Дастин Хоффман, для которого сегодня, кажется, нет невыполнимых лицедейских задач. Он навсегда сумел перепрыгнуть казавшиеся высокими барьеры, огораживающие территорию амплуа. Они выставляются перед любым начинающим актером в начале карьеры. Хоффман доказал, что и рост, и амплуа - не помеха тому, чтобы стать звездой.
Именно его Рэймон в драме Барри Левинсона "Человек дождя" положил начало целой галерее экранных героев "не от мира сего", которых так полюбил Голливуд. Дотошность и въедливость Хоффмана с той поры вошли в пословицу. Но он, несмотря на злословие окружающих завистников, спокойно и упорно вникал в суть того, что должно было произойти с его несчастным героем. Мало того что он месяцами общался с теми, кто, как и Рэймон, был болен аутизмом, он еще принес на съемочную площадку целый фолиант собственных комментариев к сценарию. Так почти похороненный проект возродился и стал ключевым фильмом американского кино 80-х годов. Наградой Дастину стал второй "Оскар".
Обласканный славой, наградами и продюсерами, нынче Хоффман выбирает себе роли по росту и возрасту. На съемочной площадке он по-прежнему остается неугомонным занудой, позволяющим себе пошутить. Так, во время съемок фильма о страстях вокруг американских президентских выборах "Плутовство" ("Хвост виляет собакой") Хоффман в обход всех служб безопасности уговорил охрану разрешить снять группе его проход по Белому дому. Все-таки популярность иногда приносит свои плоды тому, кто ее очень хочет добиться, несмотря на свой маленький рост. Однако в отличие от Наполеона Хоффман оказался вполне добропорядочным семьянином, который вместе со своей второй женой Лизой воспитывает шестерых детей. Нынче на это у него уже есть время и средства. И очень скоро он появится на экране в новой роли. То будет роль знаменитого театрального продюсера Чарльза Фромана в картине "Волшебная страна Дж. М. Барри". И при этом уже будет абсолютно неважно: какого роста был в реальности его прототип. Важно будет только одно: Дастин Хоффман вновь вернется к тем, кто его обожает, - зрителям.