ЗЛАЯ МЕТЕЛЬ АВГУСТА СОРОК ШЕСТОГО
14 августа 1946 года - печальная дата в истории русской культуры. Именно в этот день вышло пресловутое постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", ставшее жестоким ударом для Анны Ахматовой и Михаила Зощенко.<br>Публикации в центральных литературных журналах были одним из немногих способов донести свое слово до самых широких кругов соотечественников (не говоря уже о материальной стороне, весьма важной в голодные военные и послевоенные годы). И Ахматова, и Зощенко, которые активно печатались в этих изданиях, на долгое время лишились такой возможности.
В 1946 году начался новый виток репрессий, расправу над творческими силами страны, в том числе и над ленинградскими деятелями искусства, возглавил Жданов. Система в принципе не терпела духовно свободных и талантливых людей, личностей. Творческая интеллигенция была построена в шеренги во всевозможных союзах - писателей, художников, композиторов. Анну Андреевну и Михаила Михайловича захотели добить августовским постановлением большевистской партии, предписывающим "выправить линию журнала" ("Звезда") и обеспечить "высокий идейный и художественный уровень, прекратив доступ в журнал произведений Зощенко, Ахматовой и им подобных". Неугодных писателей советская власть вознамерилась отстранить от литературного процесса, вычеркнуть их имена из культурной летописи страны.
Дата выхода постановления отмечается в Музее Анны Ахматовой так же, как и 5 марта - дата смерти поэта. В этом году 14 августа в видеогостиной музея демонстрировался цикл из четырех фильмов, объединенных под названием "Трагический август 1946 года". Эти работы рассказывают о судьбе великой русской поэтессы, о ее соратниках по литературной деятельности и друзьях, о репрессиях против семьи Ахматовой. Непосредственно к теме августовского постановления обращен фильм Г. Ясногородской "Ленинградское дело. Анна Ахматова" (автором этого проекта, осуществленного в прошлом году, выступила Бэлла Куркова). Три остальные видеоработы представили кинодокументальный материал о поэтессе, включая уникальные архивные записи.
Фильм "Ленинградское дело..." раскрывает жестокую картину травли и уничтожения властями близких Ахматовой: муж поэтессы Николай Гумилев расстрелян, Осип Мандельштам, ее товарищ и соратник, сгинул в лагерях, несколько раз арестовывают сына Анны Андреевны Льва Гумилева. Но самой Ахматовой сохраняют жизнь (неудавшийся поэт Сталин любил стихи), естественно непрерывно пытаясь сломать ее, вогнать в пучину унизительного, уничтожающего страха. Очередным ударом в спину оказалось и постановление 1946 года.
После 14 августа журнал "Ленинград" закрыли, а "Звезду" сделали марионеточно-послушным органом пропаганды и агитации, поставив на должность главного редактора крупного партийного функционера. Ахматову с диагнозом "безыдейная поэзия", как и Зощенко, исключают из Союза писателей, оставляя тем самым литераторов без средств к существованию и к тому же без какого-либо четкого социального статуса. На месяц Анна Андреевна подверглась домашнему аресту. Она жила в Фонтанном доме под неустанным надзором. Поэтессу заставляли регулярно подходить к окну, дабы "сторожа" cмогли удостовериться -Ахматова еще жива. Доступ к печати для нее после августовских событий оказался закрыт до 1956 года. Три сборника, которые в то время готовились к выходу, были уничтожены. Гнусное постановление отменили лишь в перестроечные времена (по инициативе Даниила Гранина).
В Фонтанном же доме произошло знакомство Анны Ахматовой с сэром Исайей Берлиным, крупным историком и философом, приехавшим в 1946 году в СССР. Контакт поэтессы с иностранным гражданином заставил всевидящего и всезнающего Сталина произнести страшную фразу: "Наша монашка встречается с английским шпионом?" Это был почти приговор.
О веренице всех этих событий и повествует фильм. Рассказ ведут потомки близких Анны Андреевны, историки, литературоведы, бывшие чины КГБ... Бесконечно пронзительно, словно голос Разума, Любви и Веры, звучат стихи в исполнении самой Ахматовой. Наиболее легко и верно строки ложатся на душу во время созерцания документальной кинохроники - солдаты перед отправкой на фронт, рябой ухмыляющийся вождь с трубкой, аплодирующие стоя ряды на очередном съезде очередного союза... Воистину уникальны кадры выноса из самолета гроба с телом Ахматовой, скончавшейся под Москвой. Пленка с кадрами прощания с Ахматовой и ее похорон в Комарово чудом уцелела в архивах ГБ.
Проститься с великим русским поэтом шли нескончаемые толпы людей - людей, во имя "нравственного здоровья" которых и травили когда-то Анну Андреевну. На могиле Ахматовой в Комарово установлен неброский памятник - тонкие светлые черты лица на фоне черствой и глухой стены. Образ многозначен: всю жизнь ее окружала одна большая стена надзора, гнета, лжи и отчуждения. Но через десятилетия боли, страха и судорожных исторических ломок строки Анны Ахматовой все же с нами:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле - печаль
И долговечней - царственное слово.