"ЛЕФОРТ" И "КУРСК": КАК ИЗВЛЕЧЬ УРОКИ?

Причудливо поворачивается колесо истории, вызывая на новом витке повторение пройденного. Несколько лет назад трагедия подводной лодки "Курск" взбудоражила все общество, а почти сто пятьдесят лет назад едва ли не всю Россию потрясла гибель корабля "Лефорт".

Катастрофа случилась 10 сентября 1857 года на пути из Ревеля в Кронштадт, в пяти милях северо-восточнее острова Большого Тютерса, когда 64-пушечный военный корабль "Лефорт" в составе отряда судов совершал переход на зимовку. Один из участников похода вспоминал, что налетевший сильный шквал повалил "Лефорт" на левый бок. Крен был такой сильный, что корабль опрокинулся и погрузился на дно. Вместе с ним в разбушевавшуюся морскую пучину ушли все, кто находился на корабле, - командир, 12 офицеров, 743 человека нижних чинов, 53 матросских жены и 17 детей, а также 15 пассажиров. Спастись не удалось никому... История с "Лефортом" вызвала широкий резонанс: общество, взбудораженное сообщением о катастрофе, желало знать ее причины, дабы никогда больше не было повторения подобной трагедии. Дело приняло серьезный оборот, замалчивать ситуацию по старой российской традиции уже не было возможности, и по высочайшему повелению царя была создана специальная комиссия с привлечением ученых, которая несколько лет выясняла причины катастрофы. В конечном итоге комиссия пришла к заключению, что "Лефорт" дал течь из-за того, что отошли шпунтовые доски обшивки. А математик и военный моряк Огранович предположил, что причиной гибели корабля было его порожнее состояние и перемещение незакрепленных в нем грузов. В России долго не забывали о трагедии "Лефорта". "Не на одном только морском сословии отозвалась эта катастрофа, - говорилось в книге "Летопись крушений", изданной в Петербурге в 1874 году и посвященной морским катастрофам. - Много убитых горем сирот и семейств долго в разных уголках России оплакивали близких им. Долго в будущем, несмотря на новые несчастья, "Лефорт" будет для всех и каждого тяжелым, грустным воспоминанием". Память о "Лефорте" еще много лет сохранялась и в Петербурге. Хотя бы благодаря тому, что четверо инвалидов каменноостровского инвалидного дома имели звание "лефортовских". Дело в том, что на их содержание расходовались проценты с более чем двух тысяч рублей, оставшихся после "нижних чинов", погибших на "Лефорте". А в Кронштадте в церкви манежа в память об этом печальном событии был установлен образ Спасителя, деньги на который собирались по подписке... Однако прошли годы, и сегодня мы ничего бы не знали о трагедии "Лефорта", о которой когда-то говорила Россия, если бы не картина знаменитого художника Ивана Константиновича Айвазовского "Гибель корабля "Лефорт", написанная на следующий год после катастрофы, в 1858 году. Возможно, с художественной точки зрения это не самая удачная работа мастера, но получилось так, что именно она сохранила нам память о том печальном событии. Картина была помещена в Кронштадтской морской библиотеке, а потом долгое время находилась в запасниках Центрального военно-морского музея. Известна она была только узким специалистам, поскольку в прежние годы в залах музея выставлять ее не было никакой возможности по причинам идеологичекого характера: слишком уж сильна была в ней религиозная тематика. Когда эпоха сменилась, то в 1992 году картина была впервые показана широкой публике. Правда, потом она опять вернулась в запасники. Думается, пришло уже время занять ей достойное место в экспозиции Военно-морского музея. Ведь трагедия "Лефорта" - это не просто любопытная страница из истории морских катастроф, но и предостережение, как будто звучащее из прошлого. Сегодня мы видим, как много общего между катастрофой подводной лодки "Курск" и корабля "Лефорт", хотя разделяет их почти полтора века. P. S. Автор благодарит библиографа Центральной военно-морской библиотеки Наума Яковлевича Мошинского, благодаря энциклопедическим знаниям которого в фондах библиотеки удалось найти материалы о морской катастрофе "Лефорта".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.