ВЫСОКИЙ БЛОНДИН В ОБЫКНОВЕННЫХ БОТИНКАХ
Для советских любителей зарубежного кино первое явление Рэдфорда состоялось в конце уже совсем далеких 60-х годов в детективной драме Артура Пенна "Погоня", где красивый блондин изображал беглеца, затравленного обитателями провинциального американского городка. С той поры и повелась за Робертом у нас слава художника, не чуждающегося остросоциальных тем.
Записные партийные критики возлюбили Рэдфорда и за то, что он поддержал собственным участием и такие политические картины, как "Кандидат" Майкла Ритчи и "Вся президентская рать" Алана Пакулы. А уж когда на экраны нашей страны вышел триллер Сиднея Поллака "Три дня "Кондора" с его участием, то впору было присуждать чуть ли не ленинскую премию мира.
Удивление и восторг от того, что Рэдфорд совсем не тот актер, которым у нас его хотели видеть, пришло вместе с изящной ретротрагикомедией "Афера", в которой любимец домохозяек и учительниц составил неотразимую пару авантюристов вместе с Полом Ньюменом. Здесь обаяние романтичного искателя приключений, красавца с обложки модного журнала оказалось окрашенным в лукавые тона иронии и по отношению к своему герою, и по отношению к самому себе. Рэдфорд оказался слишком умным и чутким актером, чтобы всерьез воспринимать восторги женской части аудитории и сдержанную зависть-восхищение мужской ее половины.
Успех и слава не свалились к нему с неба. Он родился и вырос в бедной семье потомков ирландских и шотландских переселенцев. Сам зарабатывал себе на жизнь. Сам выбирал любимый вид спорта - бейсбол. Однако университет в Колорадо выбрал только потому, что рядом были горы, по которым он охотно лазил вместо лекций. В юности Роберт мечтал стать художником и в актеры нанялся лишь для того, чтобы заработать немного денег. Ему предстояла женитьба. Но то, что казалось побочным промыслом, стало делом его жизни. В 1962 году он впервые попадает в кино, снимаясь в картине "Военная охота", где знакомится с Сиднеем Поллаком, режиссером, с которым позже его будет связывать мужская дружба и успешное сотрудничество. Рэдфорд сыграет в его фильмах "Какими мы были", "Из Африки" одни из своих лучших ролей.
Всеамерикански знаменитым Рэдфорд становится в 1969 году после авантюрной комедии "Буч Кэссиди и Сэнденс Кид", где впервые знакомится с Полом Ньюменом и берет в руки оружие в кадре. Его юная бесшабашность и улыбка, перед которой невозможно устоять, надолго становятся визитной карточкой Рэдфорда. Много лет спустя, когда Рэдфорд разбогател и купил свое ранчо в штате Юта, то он назвал его именем своего первого популярного киноперсонажа. Там, в Сэндансе, и существует до сих пор фестиваль молодых независимых режиссеров кино, который также учредил знаменитый актер. Он слишком хорошо знает цену успеха первого фильма для постановщика, ибо сам как режиссер неожиданно завоевал в 1980 году "Оскара" за свою дебютную ленту "Обыкновенные люди".
Упорство Рэдфорда послужило хорошим дополнением к его таланту артиста и выигрышным внешним данным, которые порою оборачивались против него. Когда Роберт захотел сыграть в "Великом Гэтсби", то продюсер картины отвел его кандидатуру со словами: "Ты слишком красивый и блондинистый". Вы догадались: Рэдфорд перекрасился, стал шатеном и получил роль. Будучи звездой, актер не очень-то любит светские тусовки и шумные развлечения, предпочитая уединение на собственном ранчо и прогулки верхом на лошадях. Видимо, ему мало было многочисленных киноскачек в его артистической карьере. Жажда движения постоянно зовет Рэдфорда умчаться куда-то за пределы размеренного бытия в урбанистических интерьерах. Даже тогда, когда он играет сугубо цивильных обитателей больших городов - будь то миллионер в "Непристойном предложении" или специалист-электронщик в "Тихушниках", - кажется, что еще немного и... Рэдфорд пошлет все подальше, выскочит на крыльцо, бросится в седло или за руль авто и умчится куда-то далеко-далеко, где живут обыкновенные люди, где человеческие отношения просты и безыскусны.
Его партнершами были женщины экстра-класса - Мэрил Стрип, Фэй Даноуэй, Барбара Стрейзанд, Дебра Уингер, Джейн Фонда, Дэми Мур, Ким Бэсинджер, Глен Клоуз, однако в любовном увлечении Роберт Рэдфорд был замечен лишь однажды. Во время постановки своего второго фильма "Война на полях Милагро" актер и режиссер увлекся бразильской актрисой Соней Брагой (помните "Дону Флор и два ее мужа"?) настолько, что даже развелся с собственной супругой. Однако это нисколько не испортило имидж актера в глазах его поклонников и обожателей. Наоборот, типичная житейская ситуация потвердила: Рэдфорд ничем не отличается от обычных людей, ибо живет теми же мыслями, чувствами и мечтами, что и они. Только природа наделила его талантом выражать их на экране, что он успешно и делает вот уже сорок лет подряд.