ЛЬГОТНИКУ ВЕЗДЕ У НАС ДОРОГА?

Наш читатель пенсионер Александр Агапов вот уже некоторое время пытается ездить в "коммерческих" автобусах бесплатно. Кондукторы, конечно же, удивляются и возмущаются такому мягко говоря необычному поведению пассажира... Но в итоге только руками разводят: не высаживать же человека, предъявляющего решение Верховного суда РФ, согласно которому пассажиры-льготники получают право бесплатного проезда в маршрутках. Однако обо всем по порядку.

До последнего времени, как известно, льготники могли пользоваться коммерческим транспортом лишь на общих основаниях - за деньги. Это подтверждает городской закон "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге", принятый 8 февраля 2000 г. По закону маршруты общественного транспорта, к коему относятся и маршрутные такси, подразделяются на "социальные" ("обычные", в которых действуют проездные документы и льготные удостоверения) и "коммерческие". Как гласит 2-я статья закона, коммерческий маршрут - это "маршрут наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования, не производящего обслуживания льготных категорий пассажиров и перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования, установленным администрацией Санкт-Петербурга". Иными словами, тот, на который всевозможные льготы не распространяются. Однако такая ситуация, похоже, устраивала не всех: год назад Людмила Кольцова, инвалид 2-й группы и ветеран войны, блокадник, по инициативе сына, Сергея Кольцова, обратилась в городской суд с жалобой о признании недействующей и не подлежащей применению вышеуказанной статьи закона в той ее части, где говорится о том, что коммерческие маршруты не обслуживают пассажиров, имеющих льготы. По мнению Кольцовых, понятие "коммерческий маршрут" отсутствует в федеральном законодательстве и нарушает их права, предусмотренные законами РФ "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (по которым льготники имеют право на бесплатный проезд во всех видах городского транспорта, кроме такси). Удовлетворить жалобу суд отказался. Вся эта история могла бы закончиться ничем, если бы не настойчивость Кольцовых: они обратились в Верховный суд РФ, который и в самом деле отменил решение питерской Фемиды и направил дело на новое рассмотрение. На этом этапе оказать поддержку Кольцовым решили пенсионеры Александр и Вера Агаповы (он ветеран боевых действий и ветеран труда, она инвалид 1-й группы и тоже ветеран труда). В конечном счете заявления были объединены, и 4 марта 2002 года городской суд вынес решение в пользу исцов. Председатель Законодательного собрания Петербурга и представитель городского главы подали кассационную жалобу в Верховный суд РФ с просьбой отменить решение городского суда, однако Верховный суд оснований для этого не нашел, оставив кассационную жалобу без удовлетворения. Это решение вступило в законную силу 30 мая 2002 г. - событие весьма сенсационное и с далеко идущими последствиями. Получается, пенсионерам и другим льготникам уже можно пользоваться маршрутками бесплатно? Не все так просто. "Сначала свое решение должно вынести городское Законодательное собрание, и, на мой взгляд, практически исключено, чтобы подобного рода изменение было внесено в закон: все-таки коммерческие автобусы - это такси, почему же они должны быть бесплатными? - объясняет пресс-секретарь комитета по транспорту Алексей Геращенко. - А такое решение суда, по сути, отменяет коммерческий транспорт вообще. Мы же считаем, что люди должны иметь право выбора: ездить платно или бесплатно. Мы в любом случае будем защищать интересы горожан, чтобы всем ездить было удобно и комфортно, а без коммерческих маршрутов это станет невозможным. Помимо бесплатного транспорта сейчас в городе действует 350 коммерческих маршрутов, по которым следуют более 3500 автобусов. И для большинства петербуржцев коммерческие маршруты необходимы. Другое дело, что есть и такие граждане, которые упорно добиваются, чтобы для них все услуги были бесплатными. Между тем, например, в западных странах вообще нет такого огромного количества льгот, как у нас, - есть адресная помощь нуждающимся, и это правильно: материальную поддержку получает тот, кому она требуется, а не все подряд, причем в виде реальных денег, а не виртуальной льготы. У нас же только в Петербурге армия льготников, имеющих право на бесплатный проезд, выросла до более чем 2 миллионов!" Но какое бы решение ни вынесли депутаты ЗС, скандалы неизбежны. Впрочем, и сам Александр Агапов не исключает того, что с его подачи пенсионеры начнут штурмовать маршрутки, требуя соблюдения своих прав. Можно себе представить, к чему это приведет, однако, считает Александр Агапов, игра стоит свеч. "Есть еще один вариант развития событий: все маршрутки с буквой "К" превратятся в "тэшки" и объявят себя такси, - рассуждает Александр Агапов. - Но мы к этому готовы: в таком случае мы будем требовать в судебном порядке законодательного определения понятия "такси". Мы должны добиваться соблюдения своих прав".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.