ЭРМИТАЖ-ТВ. ВЕРСИЯ МИХАИЛА ПИОТРОВСКОГО
В телегеничности хранителя главного музея страны вряд ли кто-нибудь когда-нибудь сомневался. Об этом догадывались даже в суровые партийно-советские времена, когда по Центральному телевидению передавали многосерийный цикл, ведомый Борисом Борисовичем Пиотровским, с закадровым, чуть театрализованным чтением пространных комментариев Михаилом Царевым. Сила традиций Государственного Эрмитажа, на первый взгляд, оставила равнодушным к смене эпох это хранилище красоты и вечности. Однако жизни в нем обнаруживается гораздо больше, чем кажется, когда ты привычным взглядом окидываешь его известные всему миру архитектурные силуэты, проезжая или проходя мимо.
Вот уже десять лет у музея другой директор - с прежней фамилией, но другим именем: Михаил Борисович Пиотровский. Его умение чувствовать пульс времени общеизвестно. И наверное, неслучайно, что именно в конце прошлого столетия на телеканале "Культура" возникла идея программы "Мой Эрмитаж", автором и ведущим которой вполне закономерно и логично стал нынешний руководитель крупнейшего музея мира. За три активных телесезона в эфир вышло уже более полусотни получасовых передач, которые стали наглядной и увлекательной телеэнциклопедией эрмитажной жизни.
Михаил Пиотровский оказался адекватен той невероятной ауре зрелищности, которая в буквальном смысле разрывает плоскость экрана в те минуты, когда на ней возникают панорамы эрмитажных залов и находящихся в них шедевров мирового искусства. Их хранителю не привыкать появляться в кадре. Он - телеперсона первого ряда для любой программы или передачи. Однако быть лидером целого цикла тематических программ, отвечая за их структуру и содержание, - задача более сложная. Об этом вам с удовольствием расскажет любой телевизионщик со стажем. По признанию автора "Моего Эрмитажа", структура цикла, последовательность возникающих сюжетов для рассказов в кадре формировались стихийно, на уровне интуитивных ощущений. Но, как водится, именно такой путь оказался едва ли не самым удачным. Стартовал цикл с рассказа о тех, кто возглавлял музей до Пиотровского. Здесь, видимо, и сложился тот принцип отбора материала, которым руководствовался автор программы и который с такой декларативной и утверждающей очевидностью оказался вынесенным в заглавие. Мы видим и знакомимся с Эрмитажем Михаила Пиотровского. Тем музеем, где он оказался еще ребенком, где директорствовал Пиотровский-старший, где хранятся предания о людях, где из десятилетие в десятилетие неизменным остается присутствие шедевров, удостоверяющих собственным наличием течение вечности.
"Мой Эрмитаж" - название для авторской программы принципиальное и многое объясняющее. Мы можем не соглашаться и спорить с предлагаемой точкой зрения или формулировкой в отношении того или иного художника, той или иной проблемы, но для этого необходимо быть равным ведущему цикла хотя бы в эрудиции, энциклопедичности знаний, широте ассоциаций и кругозора. Для Михаила Пиотровского любой сюжет из прошлого и настоящего родного музея - это прежде всего рассказ о людях, даже если рассказ идет о "малых голландцах" или трагическом периоде в истории Эрмитажа, когда его шедевры шли на продажу. "Здесь люди живут ради картин", - звучит в одной из передач фраза ведущего. Чем дольше смотришь программу Михаила Пиотровского, тем все более и более проникаешься мессианским характером служения тех людей, которые приходят на работу в Эрмитаж и остаются здесь в большинстве случаев навсегда.
Манера рассказа с экрана у Михаила Пиотровского интеллигентно-беспафосна. Режиссеру цикла (Леонид Цуцульковский) нет нужды прибегать к особым монтажным ухищрениям, чтобы стыковать разные фрагменты директорской речи. Она течет гладко, но прирожденный лекционный дар говорящего как раз и гарантирует четко расставленные интонационные акценты, сосредотачивающие внимание публики на самом важном. На том, к чему у Михаила Пиотровского наличествует совершенно очевидное личное отношение. Хотя он всячески старается его скрыть и, например, в передаче, посвященной собственному отцу, постоянно называет его в кадре Борисом Борисовичем.
Удобно расположившись за изящным столиком, практически не заглядывая в шпаргалку, ведущий рассказывает нам и о сокровищах Золотой Орды, и о Рубенсе, и о Тициане, и о том, как судилась с музеем дочь коллекционера Щукина. Пиотровский демонстрирует телезрителям Эрмитаж без ретуши, не скрывая ни его проблем, ни его потаенных сокровищ. Где еще, как не в программе у Пиотровского, можно увидеть, как распускает свой золотой хвост знаменитый павлин в Малом Эрмитаже или как действуют различные механические игрушки - коллекционные экспонаты?
Перед нами отнюдь не многосерийная лекция и не оживленная видеорядом многочасовая телеэкскурсия по Эрмитажу. Хотя на премию Национальной академии телевидения "ТЭФИ" "Мой Эрмитаж" выдвинули именно в разряде "просветительские программы об искусстве и культуре". На общем фоне нравственной деградации нынешнего отечественного телевидения, попыток развлекать, опошляя всех и вся, программа Михаила Пиотровского выглядит удивительным доказательством чувства собственного достоинства культуры, которое не подвержено вкусовой конъюнктуре и мелочной суете. Это - по-человечески теплый рассказ о том, что было до нас, остается с нами и пребудет после нас. Очень бы хотелось, чтобы где-то через полвека о том, что происходило в телеэфире, судили все-таки не по шоу с раздеваниями и подглядываниями, а по программам того уровня и профессионализма, что демонстрирует сегодня на экране Михаил Пиотровский.