МЕХАНИК ИВАНОВ - СЛУЖИТЕЛЬ МЕЛЬПОМЕНЫ
ДРАМА В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ<br><br>I межрегиональный фестиваль "Искусство без границ. Драматический этюд". Действующие лица - любительские и профессиональные театры малых городов России. Место действия - город Лодейное Поле. Премьера состоялась 7-11 августа. Повторение предполагается раз в два года.
МАСКА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ?
Не потому, что Лодейному Полю без месяца триста лет. Не оттого, что вследствие этого, наконец, появились дополнительные деньги "на культуру". Все это важно, конечно, но дело в замысле художественного руководителя лодейнопольского образцового театра "Антрэ", актера и режиссера Алексея Байдакова, сделать городок на окраине Ленинградской области театральным центром малых городов России, для того чтобы театральные коллективы, затерянные на ее просторах, могли знакомиться с творческой жизнью подобных театров из других регионов и профессионально расти.
Бросили клич многим, приехать смогли четверо: театр из Челябинской области и три областных. На первый раз семи театров, включая три местных, оказалось достаточно. Организаторы и добровольные помощники из числа актеров "Антрэ" и муниципального драматического театра-студии "Апрель" под руководством Ольги Байдаковой (по сути, оба театра - как одна театральная семья) по этому поводу даже радовались. Первых гостей удалось разместить в новой, но все же школе.
НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ НЕНАСТОЯЩЕГО ЖЕНИХА
И были капустники, и обсуждения, и семь спектаклей - по два на каждый день фестиваля. Первый - "Дядюшкин сон" народного театра "Ширма" поселка Приладожский, что покорил жюри оригинальностью костюмов автора Светланы Шеиной. За Достоевским в афише стояли Гоголь, Островский и, страшно сказать, Еврипид. "Замахнулась провинция! - ужасались члены жюри - маститые профи из Санкт-Петербурга. - Вытянут ли трагедию любители?"
Но "Медея" в исполнении народного театра "У Марины" из Снежинска Челябинской области оказалась отражением проблем современной семьи. Так что стараниями медноволосых уральских дев и бритоголовых юношей (стильная рука режиссера Марины Крутяковой) грек Еврипид оказался понятен. А коллектив получил премию "За актерский ансамбль".
Гоголю посчастливилось меньше - актеры гатчинского экспериментального театра-студии "За углом" так увлеклись пластическим решением "Носа", что забыли, ради чего все эти сложные перемещения по сцене. Что, впрочем, не помешало режиссеру Тамаре Шмаковой получить приз "За оригинальность воплощения".
Меньше всего повезло пьесе Островского "Не все коту масленица" в исполнении Народного театра комедии из Лодейного Поля. Работающие декорации, на фоне которых - невнятная ксерокопия с чьей-то игры.
Но жюри терпело многое: актерско-режиссерские ляпы, плохую дикцию, неудачные костюмы, если в коллективе театра присутствовало чувство, о котором председатель жюри Эрнст Романов сказал: "Эти люди отданы сцене, как можно отдаваться любимой женщине. И эта настоящая любовь скрашивает все".
ОТ НЕЖНОЙ СЕРЕНАДЫ ДО НЕЖЕНСКОЙ РЕЖИССУРЫ
Он спал - зал ожидал пробуждения. Пытался согнать с себя хмель - люди понимающе улыбались. Он заходил в чужое купе счастливым женихом в подпитии, пытался вспомнить мелодию Листа, говорил со слезами: "Мерси, Жучка!" - и зал хохотал, и улыбалось жюри, и коллеги-режиссеры аплодировали находкам. Керим Магомедов "держал" зал полтора часа.
То, чем он живет, называется камерным театром "Осень" при сестрорецкой библиотечной сети. Но это не все. "У меня есть мечта, - говорит Керим, - создать в Сестрорецке свой Паневежис".
Мечты сбываются. Как сбылся у молодого режиссера Галины Пувкоевой пятилетний замысел - поставить спектакль по "Маленьким трагедиям" Пушкина - произведению, в большей степени пригодному для чтения, нежели постановки. Премьера "Пира во время чумы" была в феврале. А на фестивале - агрессивный, настойчивый шестидесятиминутный "разбор полетов", настоящий разнос. "Закольцуйте мир чумы до конца! Зачем так много пластической стороны?! Но она работает! Актер текст проглотил! А мне люди-сундуки понравились в "Скупом рыцаре"! Пушкин вообще поставлен своеобразно, и это не женская режиссура!" Обсуждение "Пира..." было самым жестоким.
В результате актер и автор идеи фестиваля Алексей Байдаков (роли Председателя, Барона, Скупого Рыцаря, Сальери, Жида) получил премию. Без двух недель первокурсник Театральной академии Андрей Шестаков (Моцарт, Альбер, Дон Гуан) - приз "Молодость, искренность, талант". Исполнительница роли Лауры Галина Кустова - премию "Лучшая женская роль". А режиссер лодейнопольского муниципального драматического театра-студии "Апрель" (художественный руководитель Ольга Байдакова) Галина Пувкоева стала обладателем Гран-при фестиваля и премии "За лучшую режиссуру".
Всепобеждающая сила любви уступила место профессионализму.
ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
В глубинке таланты и поклонники будут всегда. Хотя ребятам из Снежинска, несмотря на любовь в своем городе, и пришлось покупать билеты на поезд на личные деньги. Но ведь заметили на фестивале Дашу Ракову в маленькой роли Вестника. И открыли не актера вовсе, а просто мужчину средних лет Виктора Клыгина, который, приглашенный поиграть в Афанасия Матвеевича, получил премию "Роль второго плана" за одно слово "гм".
К слову, о поклонниках: только по случаю фестиваля знакомая девушка, продавщица газет, просила разрешения у хозяина "точки" заканчивать торговлю на несколько часов раньше. И тот без раздумий согласился.
ЧЛЕНЫ ЖЮРИ О ФЕСТИВАЛЕ
Художественный руководитель санкт-петербургского театра "Комедианты", заслуженный деятель искусств Михаил Левшин о культуре в Ленинградской области:
- Наша область знаменита тем, что в ней 35 любительских театров, в которых есть потребность. Представьте молодого человека, который работает в маленьком городке следователем. Вряд ли он будет читать Гоголя с Достоевским сам. А коллектив его стимулирует. Сам факт приобщения - великая культурная деятельность. Но так сложилось, что Сердюков культурой не занимается - он хозяйственник. А театры надо поддерживать... Возьмите любой городок в Германии с населением 27 тысяч. Вряд ли там окажется три театра. А сколько таких городков у нас? Просто в России людям невозможно жить без искусства.
Актер БДТ им. Г. А. Товстоногова, заслуженный артист России Валерий Матвеев о настоящей любви:
- Я открыл для себя новый пласт культуры! Уже не верил, что существуют самодеятельные формы театра, и вдруг узнаю, что есть искренние, честные люди, которые днем работают на птицефабрике, а вечером репетируют "Дядюшкин сон". Ошалел просто!
Профессиональный театр - это, конечно, школа, но искренность любителей, пусть и с различными ляпами, подкупает. Я бы с удовольствием поставил что-нибудь или даже поиграл в таком коллективе, но с условием - лишь бы он был интересным.
Народный артист России, лауреат Государственной премии Эрнст Романов о тенденциях:
- Лодейное Поле - экологически чистый город, и в каком-то смысле здесь собрались экологически чистые коллективы. Они еще не затронуты той дурной цивилизацией театров, которая несет увлечение пластикой, отсутствие внутреннего мира и живого, естественного человека.