СТАТЬ ХОРОШИМ РАБОТНИКОМ...
Ванинский порт, Салехард, Игарка,<br>Магаданское небо, темное и рябое.<br>Песня с годами обкатывается, как галька,<br>Голосами поющих, словно водой прибоя...<br>Седьмой номер "Невы" открывается стихами Александра Городницкого. Неожиданная интонация, растянутая строка, чуть колеблющийся ритм, и фраза, сохраняя поэтический нерв, приобретает длинное дыхание прозы.
В этом размере Городницкий устраивается поудобней, готовится обсудить и смысл жизни, и цвет, и загадки ее. Да говорите же с читателем, беседуйте, он этого уже заждался... Рассудим, к примеру, старые истории, согласуем их с современным взглядом. Вот поляки, отчаянно сопротивлявшиеся во Второй мировой врагам, наседавшим и с запада, и с востока. Вспоминают ли они о тех, кого убивали сами?
Ветер в два пальца свистит, как раскосый
кочевник,
Дождик танцует по сумрачному бездорожью.
Новые школьники новый листают учебник.
Новая кровь открывается старой ложью.
В этой же книжке журнала интересная подборка Екатерины Полянской. Здесь мир пока еще не осмысливается, а только оглядывается. Молодой человек еще занят активным самоутверждением, поиском своего места, единственного, неповторимого. Звучит знакомый напев легкого городского романса, но - подкупает своей естественностью.
Из шалманчика слышится ретромотив
О любви, о тумане - дурмане...
Я б взяла вина, только весь мой актив -
Сигареты и спички в кармане...
Шестой номер журнала тематический, озаглавлен "Петербург бунтарский". Центральное место в нем занимает повесть Евгении и Вадима Фроловых "Вечная Кара". История замечательного человека Ореста Ивановича Веймара, бунтовавшего просто по складу характера. Он был смел и силен, красив, женщины его любили; профессия хирурга приносила ему и славу, и деньги. Но никак Веймар не мог успокоиться, усидеть в собственном доме на Невском проспекте. То командовал санитарной частью в отряде генерала Гурко на Балканах, то организовывал побег из тюрьмы давнего приятеля - князя Кропоткина. Всем он сделался неудобен, и в первую очередь - власти. Потому и получил десять лет каторги, которую отбывал на далекой северной реке Каре. "...Вначале он не думал о том, что в доме недостает прежде всего его самого, и что его близким от этого плохо и больно. Он думал о том, что ему, и только ему недостает их всех, что именно ему и больно и плохо. А когда понял, то ужаснулся собственному эгоизму..."
Об эгоизме и статья Павла Крусанова "Плоды кухонной цивилизации" ("Нева", № 6). Работа интересная, острая и - конечно же - спорная. (Смысла писать бесспорные тексты я не вижу.) Разговор об интеллигенции, прежде всего о поколении, оформившемся в пятидесятые, шестидесятые годы. Крусанов упрекает их в многоговорении и малоделании. Проскальзывает в его речи эдакая насмешка горькая над промотавшимися отцами. Хотя обвинения достаточно резонны, однако же пару положений рискну и оспорить наскоро. Спортивным туризмом (в статье - самодеятельным) люди, на которых указывается в статье, заниматься не могли. Дальние путешествия требуют серьезнейшей подготовки и совершенно иных человеческих качеств. Сплав по алтайской реке - это не пикник у Комсомольского озера. Коротко - не для интеллигентов. Второе - противопоставление физиков лирикам выявилось отнюдь не в статье инженера Полетаева, а было сформулировано гораздо раньше в брошюре "Две культуры" британца Чарльза Сноу. Он сам был и толковый инженер, и плодовитый беллетрист, а потому мог посмотреть на оба течения интеллектуальной жизни изнутри. В середине прошлого века Сноу увидел только один разлом: между технарями и гуманитариями, но сейчас мы замечаем, как трещины пошли ветвиться десятками. Недавно один питерский музыкант, выступая перед литераторами, сожалел, что писателей нынче не увидишь в Филармонии. Помолчав же, добавил, что и композиторы, как правило, книг не читают... Но это лишь пометки на полях. Основной же пафос Павла Крусанова, его требования к человеку образованному всецело одобряю и робко поддерживаю: "...стать просто хорошим специалистом, добрым работником на ниве культуры, просвещения, фундаментальной и прикладной науки..." (Боюсь лишь того, как бы инвектива сия не оборотилась против нас самих же.)
Об одном добром, хорошем работнике генерале российской армии рассказывает Захар Оскотский "Меморандум ГАУ". ("Нева", № 7.) Сначала автор приводит несколько цифр, убеждающих нас в непростой истине: войны, может быть, выигрывают и на фронте, но проигрывают, безусловно, в тылу. А затем следует рассказ о судьбе отличного офицера Алексея Алексеевича Маниковского, который, став начальником Главного артиллерийского управления, остался им и при большевиках. "Не Ленину и не Троцкому пошел служить генерал Маниковский, а своей стране".