ПРЕМЬЕРА - ЭТО ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО
Сегодня первый матч под руководством нового главного тренера проводит сборная России, соперник - команда Швеции.
17 июля 1916 года, наложив резолюцию "Быть по сему", император Николай II утвердил план создания специальных истребительных соединений. Наибольшую известность среди них приобрел 7-й истребительный авиаотряд. Первым его командиром был выходец из старинного аристократического рода Иван Александрович Орлов.
Родился он 18 января 1895 года в Царском Селе. Учась в Санкт-Петербургском университете, вступил в ряды Всероссийского аэроклуба.
Впервые талантливый студент поднялся в воздух на Гатчинском аэродроме. Здесь же он получил диплом пилота, а также собрал аэроплан собственной конструкции "Орлов-1".
После начала Первой мировой войны Иван Александрович вступил в ВВС на правах "охотника". Службу он проходил в 1-м армейском авиаотряде. Отношения с командиром у Орлова явно не складывались, и, возможно, именно в этом следует искать причину того, что выходец из знатной семьи да еще студент университета довольно долго прозябал в звании рядового. Тем не менее на своем "Вуазене" летчик не раз успешно выполнял боевые задачи по разведке и бомбометанию, а 8 января 1916 году одержал первую воздушную победу. Через месяц Иван Александрович отправился в Гатчинскую школу и, пройдя специальный курс обучения, вернулся на фронт уже в звании подпоручика.
Именно Орлов сформировал и 7 апреля 1916 года возглавил 7-й истребительный авиаотряд. Самолеты этой части имели на своих фюзеляжах опознавательную эмблему - голову орла (которая, вероятно, должна была вызывать ассоциации с фамилией командира).
Один из тогдашних начальников Орлова В. М. Ткачев оставил о своем подчиненном не слишком теплую характеристику: "Он производил на меня впечатление слишком бесшабашного и слишком невоздержанного юнца". Впрочем, заслуги "юнца" вскоре стали общепризнанными. 10 июня 1916 года подпоручик сбивает 2-местный германский самолет-разведчик. 8 июня за один день совершает 10 боевых вылетов и "под занавес" уничтожает австрийский аэроплан. 5 октября на пару со своим бывшим механиком Янченко отправляет к земле очередного противника.
Вскоре Орлов уезжает на стажировку во Францию. На Западном фронте он воевал в 3-й эскадрилье "Аистов" и в районе Руа увеличил свой боевой счет еще на одну вражескую машину (по некоторым сведениям - на две).
По возвращении на родину на основе полученного боевого опыта Орлов написал книгу "Приемы ведения воздушного боя", изложив собственную методику уничтожения противника: "Пилоту рекомендуются следующие способы воздушного боя. Первый: пикировать со стороны солнца перпендикулярно полету неприятельского аэроплана, нырнуть под него, начать петлю и кончить ее переворотом на крыло с выравниванием под неприятельским аэропланом в непосредственной близости от него. При втором способе летчик опускается к неприятелю с хвоста, делая все время зигзаги, пока не займет нужного положения под хвостом противника..."
Вновь оказавшись в своем авиаотряде, Орлов получил новую машину - "Ньюпорт-17" и весной-летом 1917 года сбил еще от двух до четырех самолетов противника. Однако из-за того, что сбитые немецкие машины падали на вражеской территории, лишь одна из этих побед была зафиксирована.
4 июля 1917 года аэроплан Ивана Александровича Орлова был сбит в неравном бою с 4 противниками. Тело летчика однополчане доставили на родину и торжественно похоронили в Царском Селе.
Преемником погибшего командира стал его ближайший друг и сокурсник по Гатчине Юрий Владимирович Гильшер. Родился он 27 ноября 1894 года в Москве в дворянской семье. Получил инженерное образование и с началом Первой мировой войны поступил на учебу в Николаевское кавалерийское училище. Однажды вместе с другими курсантами ему довелось охранять находившуюся в Царском Селе императорскую семью. Как-то, будучи в карауле, Гильшер увидел пролетающий в небе самолет и с этого момента твердо решил стать летчиком.
Осенью 1915 года Юрий Владимирович перевелся в Гатчинскую авиашколу, где и получил звание военного пилота. Весной 1916 года он прибыл на фронт, однако уже через пару недель с летчиком произошел несчастный случай: во время ремонта машины правая рука Гильшера была искалечена пропеллером. Тем не менее после лечения в госпитале он участвовал в перелете Москва - Одесса, получил звание корнета и по протекции Орлова добился зачисления в 7-й авиаотряд.
Во время одного из разведывательных полетов "С-16" Гильшера был сбит двумя вражескими аэропланами. Раненому летчику ампутировали ступню левой ноги. Тогда невезучий авиатор обзавелся специальным протезом и прошел курс реабилитации на тренажере собственной конструкции.
С большим трудом упорный офицер вновь добился разрешения подниматься в воздух. 13 апреля 1917 г. он наконец-то столкнулся с врагом в открытом бою и "в команде" с Янченко и Макеенком сбил два австрийских самолета.
Через месяц Гильшер одержал свою третью воздушную победу и был награжден орденом Св. Георгия IV степени. После гибели И. А. Орлова Юрий Владимирович возглавил 7-й истребительный авиаотряд, но командовал им недолго. 17 июля он сбил еще одну неприятельскую машину и был представлен к Георгиевскому оружию.
Через три дня, действуя в паре с Янченко, Гильшер вступил в схватку с 15 австрийскими аэропланами. Успев поджечь один из вражеских самолетов, его "Ньюпор" также попал под огонь противника и рухнул неподалеку от Тарнополя. Янченко приземлился рядом и, подобрав тело боевого товарища, доставил его на свой аэродром. Через три дня останки героя были торжественно захоронены в местечке Бугач (Галиция).
Принявший командование над 7-м авиаотрядом поручик Д. Макеенок почтил его память особым приказом по части: "В лице корнета Гильшера отряд теряет своего второго Командира, свято, идейно и героически исполнявшего свой долг перед Отечеством.
Да послужит всем боевым орлам этот святой, геройский подвиг военного летчика корнета Гильшера как пример безграничной преданности Родине и безупречного, святого выполнения своего долга".