ИКОН ЕГО ПРОСТОЕ ПОЛОТНО

Впервые более пятидесяти произведений иконописи, прикладного искусства и графики представлены в Русском музее на выставке "Дионисий. К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря". <br>"Изящным и зело хитрым в русской земли" назвал древнерусский летописец мастера Дионисия. Действительно, искусство иконописца воплощает в себе новый этап русской живописи, который не имеет ничего общего, например, с творчеством Андрея Рублева.

Дионисий любил сложные многофигурные сцены. Его фигуры построены так, что кажутся особенно легкими, изящными. Движения их естественны, разнообразны. И даже прислужницы да нищие обретают у него царственную осанку. Дионисий постоянно подчеркивает достоинство человека, он стремится передать различные переживания, но чувства его персонажей всегда сдержанны, исполнены благородства. Дионисий не любит ярких красок - он как бы чуть приглушает цвет, высветляя палитру, отчего она обретает особую нежность, мягкость, сияющую чистоту. На выставке в петербургском музее представлено около 20 произведений Дионисия и мастеров его школы, более 30 факсимильных копий фресок, миниатюрных зарисовок и схем росписи Рождественского собора. Среди подлинных работ иконописца и его учеников - произведения, происходящие из иконостасов Рождественского собора Ферапонтова монастыря, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря. Подлинными шедеврами древнерусской живописи являются иконы "Богоматерь Одигитрия", "Сошествие во ад", "Архангел Гавриил", "Святой Георгий". Особый интерес представляют две иконы преподобного Кирилла Белозерского. В 1920-е годы в Ленинграде сотрудниками художественно-копировальной мастерской Государственного института истории искусств были выполнены (на случай гибели оригинала) копии фресок Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Основным требованием к копиисту было тщательное изучение особенностей техники оригинального произведения, состава красок, специфики живописного произведения. Вначале с изображения снималась прорись, затем она переносилась с кальки на бумагу. Далее была самая сложная и скрупулезная работа - фиксация, передача цвета, надписи. На последнем этапе наносились "порчи": утрата грунта и трещины. На выставке "Дионисий" представлены работы, выполненные талантливыми копиистами Татьяной Щербатовой, Николаем Гусевым и Адольфом Овчинниковым.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.