ПОДВИГ ПОЛЯРНОГО "ВАРЯГА"

Нынешний год богат памятными датами, связанными с минувшей войной. Причем не только теми, которые хрестоматийно известны и занесены в энциклопедии, но и такими, которые остаются в тени. В их числе - подвиг парохода "Сибиряков", который недаром называют "полярным "Варягом"". Было это 60 лет назад, 25 августа 1942 года...

"Сибиряков" своей гибелью спас союзные конвои от разгрома, но последний радиосигнал, предупреждавший об опасности, стоил ему жизни. На свою беду, он оказался на пути немецкого крейсера "Адмирал Шпеер", выполнявшего операцию "Вундерланд" - "страна чудес". Петляя во льдах, он изо всех сил пытался выйти на курс следования каравана наших судов. Ледовая обстановка в Карском море была сложная: чистого ото льда прохода к проливу Вилькицкого обнаружить не удалось, поэтому операция была под угрозой срыва. Мендсену-Болькену, командиру "Адмирала Шпеера" и руководителю операции "Вундерланд", во что бы то ни стало были нужны сведения о ледовой обстановке. В свой последний поход "Сибиряков" вышел из бухты Диксон с оборудованием и материалами для полярных станций. Шли вторые сутки его плавания, когда сигнальщик доложил командиру, что видит по левому борту силуэт неизвестного военного корабля с американским флагом. С незнакомца был принят запрос: "Сообщите состояние льда в проливе Вилькицкого, где сейчас караван транспортов и ледоколов". Почувствовав неладное, командир "Сибирякова" Анатолий Качарава приказал на семафор не отвечать и отправил запрос на Диксон. Через несколько минут оттуда пришел ответ: "В данном районе никаких американских военных судов быть не может. Судно считать противником. Действовать согласно боевым инструкциям". Стремительно шедший на сближение крейсер снова повторил свое требование. Качарава понимал, что у "Сибирякова" остаются считаные секунды, чтобы успеть спастись, и дал команду уходить за ближайший остров Белуха, куда большой корабль зайти просто не мог. Как только "Сибиряков" начал уходить, на крейсере взвился флаг со свастикой и последовал сигнал: "Застопорить машины. Прекратить движение. Флаг спустить". Затем - короткий неравный бой, шквал огня, обрушенный на слабенький пароход, вооруженный всего несколькими пушками, и последняя радиограмма, у которой не было конца: "Продолжаем бой, судно..." На Диксоне приняли радиограммы "Сибирякова", и караван, на уничтожение которого торопился "Адмирал Шпеер", был спасен. Только "сибиряковцам" помочь уже никто не мог: расстрелянный в упор, объятый пламенем, но не спустивший флаг, корабль шел ко дну. Два десятка "сибиряковцев" уцелели в той трагической схватке - все они попали в плен. Только одному "сибиряковцу", кочегару Павлу Вавилову, удалось избежать этой участи. Он спрыгнул в воду с палубы тонущего корабля и каким-то чудом сумел незамеченным добраться до ближайшего необитаемого острова, где ему пришлось прожить больше месяца, пока его заметили с проходящего мимо судна. До конца войны считалось, что кроме Вавилова больше из "сибиряковцев" никого в живых не осталось. А спустя два дня после "Сибирякова" бой с крейсером "Адмирал Шпеер", подошедшим к острову Диксон, выдержал ледокольный пароход "Дежнев". Это были всего восемь минут быстротечного морского боя, но каких!.. По сравнению с грозным крейсером "Дежнев" был практически беззащитен, но благодаря его отчаянному сопротивлению, а также огню береговой артиллерии и двух транспортов немцы отказались от высадки десанта и, развернувшись, стали уходить - как говорят моряки, "показали корму". Правда, перед этим "Шпеер" сжег радиостанцию порта, оставив Диксон без внешней связи... Спустя двадцать лет малым островам, прилегавшим к Диксону, были присвоены имена 17 героев - "сибиряковцев" и "дежневцев". Судьба выживших в тех страшных схватках с врагом сложилась по-разному, и сегодня, к сожалению, их совсем мало - время неумолимо. Несколько лет назад ушел из жизни Иван Григорьевич Шнейдер, стоявший на руле "Дежнева" в том бою на Диксоне и получивший за это сражение свою первую боевую награду - солдатскую медаль "За отвагу", которой очень гордился. Впоследствии он стал знаменитым капитаном-парусником, командиром и капитаном крупнейших барков мира "Седов" и "Крузенштерн", а в 1974 году был первым призером регаты "Катти Сарк". В Петербурге сегодня живет последний "сибиряковец" - бывший главстаршина радистов Михаил Сараев. Шестьдесят лет назад именно благодаря ему на Диксон были переданы последние радиограммы, в немалой степени сорвавшие операцию "Вундерланд". Именно Сараев под шквальным огнем вражеского крейсера вскарабкался на мачту и починил передающую антенну, сбитую снарядом... 27 июля нынешнего года, накануне Дня Военно-морского флота, в Петербурге по традиции отмечался День полярного конвоя, посвященный на этот раз каравану PQ-17, подвигам "Сибирякова" и "Дежнева". А в конце августа 60-летие тех памятных событий будут отмечать на Диксоне.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.