ВСЕ ХОРОШО, ПРЕКРАСНАЯ МАРКИЗА. НО НЕ У ВСЕХ
Хотя в календаре чемпионата мира Rallye Deutschland появилось впервые, сказать, что сеяные (а прочие - тем паче) пайщики-концессионеры разыграли его с листа, язык не поворачивается - Маркус Гронхольм, Франсуа Делекур и Армин Шварц не далее как в прошлом году уже приобщились к местным раллийным утехам, а Филипп Бугалски так даже сорвал банк тогдашнего автораута. Не стала откровением трасса Х этапа и для Ричарда Бернса - англичанин провел полномасштабную разведоперацию. И все же большинство обитателей ложи фаворитов место предстоящего автодейства не столько подкупило, сколько поразило своей новизной и оригинальностью, а Карлос Сайнс, с удивлением рассматривая бетонку Баумхольдерского военного округа, так просто был готов поклясться на Библии в том, что в жизни своей еще не встречал такого асфальтового разнообразия. Ну, здесь испанец малость переусердствовал, но сермяжная правда в его словах присутствовала.
Помимо изумительного ассортимента дорожного покрытия некоторую настороженность автостарателей вызывали и профильные особенности трассы, состояние которой к тому же немало зависело и от капризов погоды. "Представьте старые микки-маусовские допы British Rally, - продолжал стращать дон Карлос, - сделайте их много длиннее, положите асфальт и получите поле германской битвы". С такой оценкой, однако, не согласился Армин Шварц - на его хозяйский взгляд, Deutschland Rallye есть не что иное, как шоссейное Safary. Вероятно, существовали еще какие-то сравнения, навеянные сугубо личными воспоминаниями, но все сходились в одном - удача будет сопутствовать тому, кто угадает с настройками и резиной.
Скользкие вертлявые участки RAC Rally Сайнс, наверное, не единожды помянул соответствующим словом по ходу гонки, о ней - потом, а пока очень коротенько, сиречь тезисно, - о родословной Deutschland Rallye и о том, что занесло автофлибустьеров-пацифистов на милитаризированную территорию.
В программе германских автонаслаждений ралли появилось почти полвека назад, но только к 1982 году правила игры были максимально приближены к регламенту чемпионата мира. Тогда и состоялось первое Deutschland Rallye. Примерно с того же времени проводится и чемпионат страны.
Однако вскоре организаторов обуяла гордыня, и они возжелали добиться для него статуса этапа мирового первенства. Им, скорее всего, не давал покоя так и не получивший развития почин соседки - Австрии, первой из немецкоязычных стран в 1973 году принявшей WRC. Осуществлению благих намерений мешала сущая безделица - автоклубы Vaterland раздирали противоречия и борьба за верховенство своих козырей. Для попадания в чемпионат мира требовалось объединение хотя бы с целью обеспечения должной длины спецучастков и всего маршрута. Судьбоносного консенсуса удалось достичь лишь в 2000-м, когда два авторитетных клуба ADAC и AvD, проводящие ралли в Сааре, Гессене и Рейнланд-Пфальце, ударили по рукам, о чем и послали весточку в FIA. Так, в календаре чемпионата мира появилось ралли, трасса которого проходит по территории трех земель среди виноградников, по бетонке и мотоциклетным дорожкам.
По случаю визита в Германию определенные изменения произошли по части личного состава. Так, Subaru третьим к Мякинену и Зольбергу заявила в марочный зачет 31-летнего чемпиона Австрии Ахима Мортля, взяв под свое крыло и Тошихиро Араи. Skoda пригрела нынешнего - а всего четырехкратного - победителя чемпионата Германии 33-летнего Матиаса Каля (интересно, что на Deutschland Rallye Матиас побеждал лишь один раз и было это в 1998 году). Понятно, что последнего своего успеха немец добился на Octavia WRC.
Не избежали кадровых корректировок и асфальтовые фавориты. Жиль Паницци, вопреки клятве Гиппократа, продолжает бюллетенить, так что в последнюю минуту Peugeot забрала прямо из стойла Bozian Харри Рованперу. Основной конкурент 206-й и ее же соотечественница Citroen не смогла воспользоваться услугами Томаса Радстрема, сломавшего в Финляндии два ребра, и мобилизовала под свои знамена Хесуса Пураса - тоже не подарок, между нами. Тем не менее шевроны предстали во всем шоссейном блеске - Лоэб, Бугалски и Пурас, что еще больше омрачило и без того унылое настроение лидера чемпионата: "Я был здесь раньше, но сейчас это ралли, конечно, будет много труднее. Три круга абсолютно разные, и полно мест, где малейшая ошибка обернется потерей уймы времени". Не выделялся оптимизмом и Бернс, особенно когда речь заходила о возможных осадках. Хотя, как выяснилось, они-то как раз оказались на руку англичанину.
По части подвижного состава обошлось без новшеств. Только Mitsubishi привезла два новых Lancer Evo WRC2s. Большинство автомобилей сохранили финскую спецификацию, а Citroen выставила Xsara WRC каталонского образчика. Всего же с разной степенью обреченности в почти 1424-километровый путь отправилось 86 (60 гр. А + 26 гр. N) экипажей, а вот пройти 393,27 км 22 допов (СУ7 сняли по причине излишнего энтузиазма населения) сподобилось только 42 (25 +17).
Дебют гонки остался за Гронхольмом и Бернсом, разделивших на СУ1 лавры победителя. Однако уже на СУ2 их опустил Себастьян Лоэб, а допом позднее у финна начались проблемы с гидравликой. "Я перевел управление трансмиссией и зажиганием в ручной режим, но тут же остался без дифференциала. Это обошлось мне в 40 секунд", - комментировал свой 18-й результат Маркус. Плюс еще 30, которые ему накинули за задержку в сервисном парке. Можно только гадать, как бы выглядело лицо победителя 21° ADAC Deutschland Rallye, не попади чемпион мира-2000 на гидравлику, но на том же СУ3 Лоэб накатил Бернсу более 14 секунд. Последнего попутно прошел и Бугалски. Здесь же Citroen понесла первые потери - периодические отказы в системе электропитания на борту у Пураса приняли постоянный характер. Подобная неприятность постигла и Матиаса Каля.
А Себастьян Лоэб, оказавшийся прав и с настройками, и с резиной, поймав ритм гонки и кураж, до конца круга не дал повода усомниться в своей состоятельности. Бугалски, хоть и пал жертвой шалостей тормозов, ниже 6-го места, да и то изредка, не опускался и 3-й позицией на промежуточном финише казался доволен. Правда, он уступал 22 секунды Бернсу, от которого Лоэб укатил на 27. Гронхольм после сервиса свое положение несколько поправил, но с 5-го места и с отставанием в 1.26,8 победа просматривалась неважнецки. Правда, всего 6 секунд он уступал финишировавшему четвертым Колину МакРэю, да и в первой тройке от схода никто не застрахован. "Впереди еще долгий путь, и допы завтра будут совсем другие", - подбадривал себя финн. С точно таким же спичем отправлялся на покой и Лоэб.
А завтра была уже упоминавшаяся бетонка, дождь и отчаянная борьба рекрутов Peugeot с Себастьяном Лоэбом, оставшимся в одиночестве после схода Бугалски из-за повреждения маслопровода на втором субботнем допе. На СУ12 вальсирования Лоэба, на мокрой трассе не разминувшегося в пятерке с камнем, приводят к отказам управления. Подобные неприятности преследовали француза до финиша второго круга, но забывшие об осторожности рекруты Peugeot сами оказались не без греха, и единственное, что удалось Бернсу перед заключительным кругом, так это сократить свое отставание до 10 секунд. Гронхольм, как и ожидалось, быстро прошел Колина МакРэя, который также был пожалован штрафом, правда, в 10 секунд, за поздний выезд с сервиса. Дальше защитники голубого овала лишь расширяли отделявшую их от первой тройки пропасть. И здесь уместно сказать вот о чем.
Фраза "все три Focus были вполне соревновательны" в отчетах Ford Motor Company начинает вызывать аллергию и сакраментальный вопрос о размерах скромности команды, неустанно декларирующей конкурентоспособность своих автомобилей, но довольствующейся, за редким исключением, подиумной галеркой. Вот и в Германии и Сайнс, и МакРэй, и Мартин обошлись без серьезных технических проблем. Правда, как выясняется, в пятницу у Карлоса и Маркко не все было ладно по части коробки, а у Колина - тормозов. В субботу испанца преследовали проколы, эстонца - настройки подвески, а шотландцу просто не ехалось. В общем, все, как в песне про маркизу. Но, если за столько времени при безумном количестве финансовых вливаний, бесконечных тестах и классных пилотах не удается достигнуть анонсируемого результата, так, может, не на тот Focus поставили?
Как бы то ни было, прав Колин, говоря, что это ралли проходит без них. И хотя самому МакРэю удалось сохранить 4-е место, Сайнс, ко всем своим несчастьям еще и сбившийся с маршрута, на итоговом финише оказался лишь восьмым. На семи воскресных СУ первая тройка изменений не претерпела - как ни старались Бернс и Гронхольм, все их надежды в прах разметал Лоэб: он не только не подпустил к себе конкурирующую фирму, но и привез ей еще 4 секунды. Дожал француз. Правда, пока 28-летний Себастьян расплескивал первое в своей жизни победное шампанское чемпионата мира, Subaru катала на него телегу - на одном из последних субботних допов он устремился не в тот поворот, в чем бывшая команда Ричарда Бернса усмотрела криминал. Напомню, что в нынешнем сезоне у Лоэба уже отбирали победу - в Монте-Карло. Но немецкие стюарды посчитали, что, несмотря на штурманскую ошибку, выигрыша во времени француз не получил. На этом Subaru отбыла зализывать раны, Peugeot - готовиться к асфальту Сан-Ремо, Citroen - готовиться к следующему сезону, так как в текущем ее программа завершена, а первое в ранге этапа чемпионата мира Rallye Deutschland - в архив.