СУДЕБНАЯ РЕФОРМА: ВНОВЬ НА ПЕРИФЕРИИ ЖИЗНИ
Неуклонно приближается тот день, когда в соответствии с новым УПК в России должны начать работу суды присяжных. Повсеместно. Этот день - 1 января 2003 года. К этому дню должно быть готово все, в том числе техническое, финансовое и организационное обеспечение деятельности нового для современной России института. Однако сейчас нет уверенности, что все это будет выполнено в установленный законом срок. Вспыхнувшая было активность исполнительной власти по созданию в России судов присяжных угасла.
Закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса" предусмотрел не только начало действия нового УПК с 1 июля этого года, но и внесение правительством в Государственную думу законопроекта об учреждении судов с участием присяжных заседателей во всех субъектах РФ.
Рассказывает заместитель председателя Комитета по государственному строительству Госдумы Сергей Попов:
- Правительство обязано было до 1 июня сего года разработать проект закона об учреждении судов присяжных и внести его в Думу. Этого не сделано! Таким образом, судебная реформа вновь существенно "выбилась из графика", а это, как показала жизнь, чревато неприятными последствиями: лихорадкой и неразберихой в системе судопроизводства, принятием впоследствии непродуманных, скороспелых решений, как это уже не раз было. Процесс введения в стране судов присяжных долог: необходимо создать финансовую основу исполнения нового закона, сформировать списки присяжных (а это история долгая!), оборудовать специальные залы, подготовить судей к работе в новых условиях... И все это можно начинать делать только после принятия соответствующего закона. Между тем на сегодня в Думе нет даже проекта. А времени до 1 января 2003 года остается все меньше и меньше. Меня беспокоит сложившееся положение, поэтому я счел необходимым подготовить и направить парламентский запрос, в котором настаиваю на выполнении правительством его законодательно прописанных обязанностей.
Внимание к судебной реформе и вообще к деятельности судебной системы со стороны правительства декларируется им как приоритетная задача. Однако поднятая С. А. Поповым проблема иллюстрирует совершенно иное.