"ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ" ЗА ДВА ВЕКА

Жизнь старейшего в мире балета в диалоге со временем увлекательно прослежена в книге "Тщетная предосторожность" в Петербурге". Это исследование балетоведа Марины Ильичевой вышло в серии "Труды Академии русского балета имени Агриппины Вагановой".

В отечественное театроведение впервые введена хронология всех петербургских постановок балета Жана Доберваля за два столетия. Родившийся в 1789 году в Бордо, этот шедевр обрел на русской почве особые черты. Исследование было осложнено тем, что в наводнениях и пожарах погибло много старых афиш. Автору удалось найти в архивах новые репертуарные источники, установить даты и имена некоторых участников первых постановок "Тщетной" на невских берегах. Впервые балет был показан здесь в сентябре 1809 года под названием "Обманутые предосторожности". C ним познакомил столичную публику шумно гастролировавший здесь французский танцовщик и хореограф Луи Дюпор, о котором упоминает Лев Толстой в "Войне и мире". Самая старая дошедшая до нас петербургская афиша спектакля относится к 1818 году. Первой русской танцовщицей, выступившей в партии Лизы, была Авдотья Истомина, воспетая Пушкиным. Среди исполнителей партии Колена оказался Ираклий Никитин - первый русский танцовщик романтического репертуара. Его имя благодаря изысканиям Ильичевой вошло в энциклопедию "Русский балет". В ХIХ веке "Тщетную" возобновляли Шарль Дидло, Жюль Перро, а в 1885 году к ней обратились Мариус Петипа и Лев Иванов, чья версия оказалась одной из самых долговечных. Постановки ленинградского периода связаны с Малым театром, где балет ставили Леонид Лавровский, Федор Лопухов и Олег Виноградов. У этого балета есть счастливое свойство: он возрождается вновь и вновь. Вот и сейчас две петербургские труппы вынашивают замыслы его новых версий.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.