Я ИДУ ПО КОВРУ...
Ковер - знак достатка, более того - роскоши в любые времена. Не будем залезать в совсем уж седую древность, но даже в советскую эпоху ковер наравне со стенкой и "Жигулями" означал успешность карьеры его хозяина. Чтобы остальным хоть как-то приобщиться к этому блеску, в ход шли различные суррогаты: из синтетического сырья, с искусственными красителями - но все равно ковер.
Ковер - это значит Восток. Настоящий восточный ковер, безусловно, не признает никаких заменителей: только натуральное сырье и только ручная работа. Наш собственный восток бывшего СССР - это Туркменистан. Туркменские ковры (их еще называют бухарскими) некоторые специалисты считают лучшими в мире. Между прочим, об этом давно смекнули на Западе, и большинство сайтов, посвященных туркменским коврам, - на английском языке, то есть ориентированы на их покупательскую аудиторию (что неудивительно при взгляде на цены). Но не будем о грустном. Зачем покупать? Потом надо думать: куда положить, да чтобы гости не затаптывали, да собака шерсть не роняла - и вообще, столько лишней мороки. Есть альтернативный вариант - смотреть.
До 22 сентября Русский музей представляет выставку "Туркменские ковры XVII-XIX веков". Коллекция около 70 лет была недоступна широкому зрителю, это первое ее представление. Белые классические залы Михайловского дворца всей своей холодностью не способны ни погасить, ни притушить яркий колорит ковров. В палитре всего 4 цвета, больше не нужно: красный - вино и кровь, бежевый - песок и верблюд, черный - ночь и уголь, синий - небо и вода. Всматриваться в орнамент подолгу просто опасно: завораживает, уводит за собой, и уже кажется, что ты в юрте, увешанной коврами, а выйдешь из нее - там одни верблюды, тоже увешанные коврами, и даже имени они такого не знают - Санкт-Петербург (звучит чуждо и странно). На языке другие слова: чувал (мешок из ковра - вот он висит на стене, в нем твоя одежда), халык (постелен на полу), капуннук (им украшена дверь юрты), мафрач (другой мешок - в нем еда), намазлык (молитвенный коврик), энси (занавесь скорее дверь, мало ли кого ночь принесет - берегись), гермеч (не споткнись о дверной порог), айна-халта (утром собирать юрту, палки купола в мешок - и дальше в путь)... Нет, лучше не всматриваться слишком долго!
А чтобы надменные музейные смотрительницы приняли вас за настоящих ценителей ковров, вот вам несколько тем для ученых разговоров, пока вы будете неспешно переходить от экспоната к экспонату:
- с 1994 года в Ашхабаде работает Музей туркменского ковра;
- в последнее воскресенье мая отмечается праздник туркменского ковра;
- ковер "Золотой век Великого Сапармурата Туркменбаши" занесен в книгу рекордов Гиннеса, его площадь - 301 м2;
- другие ковры-гиганты, названные в честь президента Ниязова - "Туркменбаши" (266 м2), "Президент" (294 м2);
- самый известный ковер - "Туркменкалбы" ("Душа туркмен") - был соткан во время Великой Отечественной войны к дням Туркменской ССР в Москве и долгое время служил занавесом в Большом театре.
Кто знает, может, после этого вы все-таки станете копить на ковер.