СПЕШИТЕ ВИДЕТЬ!
Марина ФОКИНА, директор Дирекции ВГТРК "Санкт-Петербург": <br>"Тот, кто возглавляет гонку в "желтой майке" лидера, рискует потерять темп, оглядываясь назад".<br>Нас очаруют и ослепят. Нас шокируют и соблазнят, ошеломят и нокаутируют. Нас возьмут за горло и будут держать до тех пор, пока не погаснет экран и зуммер не напомнит о том, что имеет смысл немного поспать, для того чтобы завтра с новыми силами припасть к телевизору.
Все это обещают руководители телеканалов, открывая новый эфирный сезон. Яйца творческих идей созрели и лопнули - телевизионных цыплят тоже считают по осени. Кто быстрее, выше, сильнее выпорхнет из инкубатора летних отпусков, тот и будет удерживать внимание телепотребителей в течение всего года. И некоторые стартовали настолько резво и напористо, что сразу вызвали стойкие ассоциации с ножками Буша: все такое же голое, мясистое и ненатуральное.
Своих цыплят подсчитывают и петербургские тележурналисты. Чтобы знать, к чему готовиться, полезно выяснить планы лидера регионального телеэфира - Дирекции ВГТРК "Санкт-Петербург", или петербургского отделения РТР - так привычнее. Свое лидирующее положение эта телекомпания неизменно подтверждает самыми высокими среди региональных телекомпаний России рейтингами информационных программ. Этим летом ВГТРК "Санкт-Петербург" завоевала первые места сразу в шести номинациях самого престижного конкурса СМИ Северо-Запада "Сезам-2002". Победа в номинации "За лучший менеджмент в СМИ" была присуждена директору ВГТРК "Санкт-Петербург" Марине Фокиной. Ей слово.
- Начало нового телевизионного сезона - это всегда "осенний марафон". Только хотелось бы, чтобы грустная тональность одноименного фильма осталась в недавнем прошлом, когда многие телеканалы в погоне за рейтингом выпускали в эфир программы, рассчитанные не на самые высокие вкусы аудитории.
К слову, прошлый сезон можно считать состоявшимся, в нем было много интересного и талантливого, но при всем этом стали проявляться тенденции, которые я не могу ни принять, ни поддержать. Все чаще преобладает понимание успеха телепрограммы как успеха исключительно коммерческого, вне всякой связи с творческой составляющей. При таком подходе работа менеджера телевидения сводится к механическому заполнению эфира: есть данные о том, какие зрительские аудитории в какое время включают телевизор, и важно лишь вовремя купить и поставить в сетку вещания нужную программу. Вот эфир для пенсионеров; в другое время - что-то легкое для молодежи, потом - бизнес-новости для деловых людей и так далее. Если выборы на носу - увеличиваем время вещания для пожилых людей. В результате такого стиля заполнения эфира на некоторых каналах сейчас идет по шесть телесериалов в день, не говоря о развлекательных программах, которые - кто спорит - тоже нужны, но при соблюдении по меньшей мере двух условий. Во-первых, это мера вкуса, исключающая хотя бы откровенную пошлость. Во-вторых, это баланс "мыла" и серьезных программ. В противном случае воспитательная, образовательная миссии телевидения оказываются прочно забытыми.
Скажу прямо, я против таких программ, как "За стеклом", во многом против шоу типа "Большой стирки". Они заявляют, что учат выживать, а на самом деле ничему не учат, поскольку не предлагают зрителю достойных моделей поведения в различных жизненных ситуациях. Ни о каком творческом поиске, ни о каких ответах на вопросы, поставленных временем, здесь нет и речи.
- А на чем в таком случае вы предлагаете воспитывать и образовывать зри-теля?
- Прежде всего - на документальной публицистике. Время давно спрессовалось, иной темп жизни, решения нужно принимать стремительно, каждый день делать выбор. И помочь человеку определиться в этом выборе, ориентировать его во времени и пространстве - задача СМИ. Мы, телевизионщики, можем и должны рассказывать людям о чужом опыте выживания в новых условиях, мы должны донести до них мнения профессионалов, лидеров - тех, кто сумел ответить на вызов времени. Это востребовано сейчас, эта информация необходима большинству наших сограждан как воздух.
Мы стремимся к тому - и это принципиально, - чтобы не заполнять эфир, а формировать его. Не следовать только лишь статистическим данным о составе зрительской аудитории, размещая программы по "сетке" (пенсионерам - старое кино, молодым - музыкальный хит-парад, домохозяйкам - мексиканскую любовь), а предугадывать ее запросы, ее потребности. Мы хотим понимать, что конкретно, какой эффект, какой отклик получим от каждого выступления в эфире наших авторов и экспертов, от каждого цикла передач.
- С концепцией ясно. А как конкретно она будет выражена в передачах РТР?
- Начну с того, что уже заметили телезрители - с изменения названия канала. Аббревиатуру РТР принято относить только к телевидению, хотя на самом деле она означает "Радио и телевидение России". Новые названия делают понятнее структуру всего информационного холдинга: Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК) объединяет Радио России и Телеканал "Россия". Последнее именование можно видеть теперь в правом верхнем углу телеэкрана.
Изменения в сетке вещания существенны, хотя мы и не заявляем о сенсационных переменах. Основной упор будет сделан на повышение качества каждой без исключения программы, если угодно, творческой "шлифовке" всех составляющих этого качества: работа с фактом, оперативность, способность добыть эксклюзив, уровень анализа, статус приглашаемых ньюсмейкеров, владение словом, динамика сюжетов, наконец, все то, что относится к телевизионной режиссуре.
- Вы не сказали ни слова о конкурентах. Принципиально не оглядываетесь на них?
- Конкуренция - вещь не только нормальная, но и необходимая, потому что дает мощную мотивацию. Но тот, кто возглавляет гонку в "желтой майке" лидера, рискует потерять темп, оглядываясь назад. Ему сложнее, чем всем, кто пытается его достать, потому что лидер "разрезает воздух". Вот почему мы ставим перед собой собственные творческие задачи вне зависимости от того, что делают коллеги или конкуренты - как хотите назовите - с других каналов. Изучать с лупой чужие программные сетки - не наш метод. Мы концентрируем усилия совсем на другом. Созданный за последние два года творческий потенциал - это команда классных журналистов, операторов, художников, режиссеров, видеомонтажеров и всех тех, кто обеспечивает подготовку программ и их выход в эфир. Так вот, эта команда (при грамотной организации, эффективном менеджменте, разумеется) способна создавать телевизионный продукт такого качества, который сопоставим с программами общенациональных каналов. Продукт такого качества, который может выдвигаться на "Тэфи". Движение по этому пути - и есть наша стратегия в новом сезоне.
- Какие программы прошлого сезона уйдут из эфира, какие сменят формат, оформление, стиль?
- Мы начинаем семь новых телевизионных проектов. Останутся в эфире ток-шоу "Свобода слова", которое уже выходит из новой студии, программа журналистских расследований "Из достоверных источников", программа об известных и неизвестных людях с уникальной судьбой "Петербуржцы". Серьезно обновится передача "Достояние республики" о защите прав человека, рядового горожанина -будет изменен круг экспертов программы, стиль ее ведения.
Команда Кирилла Набутова будет производителем специальной еженедельной программы для болельщиков "Зенита". Ее премьера состоится 23 сентября.
Вообще сентябрь - время "обкатки" новых программ, поскольку нередко только эфир способен выявить какие-то недочеты, которые незаметны на этапе подготовки. Очень надеюсь, что оправдает ожидание зрителей передача "Детский остров" - динамичная, веселая, интерактивная, нацеленная на поиск талантов в детской аудитории. Ведет ее вместе с юными артистами руководитель детского театра Марина Ланда. Это как раз хорошая иллюстрация того, какая разница между заполнением эфира и его формированием. Передача не просто транслирует "что-то для детей" в детское время, а ставит и решает собственные задачи. Для тех, кто еще только начинает серьезно задумываться о жизни - новая программа "Молодежь.ру". Она сменит в эфире передачу "Студент-он-лайн", которая делалась в ином, более "легком" формате, рассказывала скорее о стиле жизни и отдыха нового поколения, нежели об образе мыслей. Новый цикл, который будут готовить и вести студенты факультета журналистики Университета и других вузов, попытается найти ответы на самые острые вопросы, встающие перед современной российской молодежью. Так, в первой передаче, которая выйдет 9 сентября, авторы вместе со своими героями задумаются о том, что такое патриотизм сегодня и почему семнадцатилетние не знают, что связано с датой 22 июня.
Изменилась и передача "Арт-экспресс". Изменилась не только по имени - теперь она называется "Спешите видеть!", - но и по манере подачи. Прежняя программа отражала в первую очередь личное мнение ведущих, их видение культурного пространства Петербурга.
- Но личное мнение такого авторитетного критика, как Татьяна Москвина, крайне интересно.
- Ну, конечно же, он было, есть и будет - программа-то авторская. Просто в новом формате своими мнениями о происходящих в городе культурных событиях будут делиться самые разные люди - от культовых персон мирового и отечественного кино, маститых критиков до рядовых зрителей.
На лучшие традиции отечественного документального кино опирается наш новый проект "Место в истории". Его авторы встречают сегодня героев давних кино- и телесюжетов, исследуют их судьбы в потоке времени. Например, одна из программ будет основана на последнем фильме режиссера Александра Сидельникова, который погиб в Москве в октябре 1993-го с кинокамерой в руках. Сейчас об отце рассказывает его сын Иван Сидельников - тоже режиссер. Этот цикл снимают на студии "Культура" нашей Дирекции.
Юбилею Петербурга посвящен новый масштабный постановочный проект, который называется "Сны над городом". Руководит им легенда отечественной тележурналистики Клара Фатова. Авторы попытаются совместить миф и историческую реальность, увидеть Петербург разных эпох. Мы вглядываемся в него глазами современника, лирического героя передачи - незадачливого журналиста, которому вдруг начинают сниться необыкновенные сны. Премьера - сегодня.
Та же творческая группа продолжит выпуск культурной ретро-программы "Рио-Рита". Теперь она сфокусирует внимание исключительно на петербургском материале.
- А что произойдет с лидером телевещания, с "Вестями"?
- Время выхода в эфир нашей главной информационной программы несколько изменится. Это связано с изменениями в федеральной сетке вещания. Так, в связи с появлением ежедневной общероссийской программы "Доброе утро, Россия", у нас теперь появится шесть коротких утренних включений. Два из них - выпуски "Вестей" в 7.45 и 8.35, еще два - "Вести-пресса" с обзором публикаций печатных и электронных изданий в 6.45 и 8.15. Кроме того, утром, в 6.15 и 7.15, теперь выходит наш новый проект "Пестрые новости". Это информационно-развлекательная программа со своим компьютерным героем, представляющим неполитические новости со всего света. Она адресована в первую очередь тем зрителям, у которых нет возможности пользоваться интернетом.
Дневной выпуск "Вестей" выходит, как и раньше, в 13.30, затем - в 18.20 и в 20.35 будут подведены итоги дня.
Самые важные изменения касаются информационно-аналитических программ. Опять же из-за изменений в московской сетке вещания мы лишились - надеюсь, что не навсегда, - ночного выпуска "Вестей" в 23.20, который касался основных тенденций прошедшего дня. Зато теперь по воскресениям с 9.35 до 10.15 будет выходить большой аналитический выпуск петербургских "Вестей", подводящий итоги недели. Его автором и ведущим станет журналист Александр Коренников, который в этом году получил премию "Сезам" за ежедневную информационную программу "Новость дня" на Радио России. Телезрителям он знаком в качестве соведущего ток-шоу "Свобода слова".
И наконец, мы продолжим один из самых значимых проектов прошлого сезона "Большие "Вести" - развернутые аналитические репортажи, исполненные в индивидуальном авторском стиле ведущих журналистов "Вестей".
Наша главная цель - дать петербуржцам почувствовать вкус времени и ощутить в нем себя. При таком обилии имитации чувств, игр в чужие жизненные истории, которыми наполнен сегодняшний телеэфир, достоверность становится особенно ценной.
- Не кажется ли вам, что общая тенденция на сегодняшнем телевидении - создание высоких рейтингов не путем кропотливой работы внутри компании, а, скажем, за счет приглашенных звезд?
- Не звезды, порхающие с одной телевизионной "кнопки" на другую в погоне за гонорарами, создают лицо телеканала. Его создает команда единомышленников. Это принципиальная позиция нашей компании. Мы делаем ставку на собственные силы, на профессиональный рост наших журналистов. Мы делаем ставку на команду, на собственное производство телепрограмм, как бы дорого и хлопотно это ни было. Только так может родиться общая заинтересованность в качестве конечного продукта, только так мы будем готовы что-то сказать обществу и отвечать при этом за свои слова. Ничего, кроме улыбки, не вызывают откровения некоторых телевизионных деятелей - мол, зачем производить собственные программы, это же головная боль, штат, люди, техника, когда проще приобрести готовое на стороне и просто вставить в сетку. Да, покупные программы были, есть и будут на каждом канале, но как дополнение, как акценты. Телеканал без собственного производства - это завод без собственной продукции. Абсурд. Только в команде, где все работают на общий результат, где победы - на всех и огорчения - на всех, можно, и я уверена в этом абсолютно, делать качественное телевидение. А заполняя эфир чужим продуктом - даже хорошим, даже очень хорошим, - можно, конечно, сшить красивое одеяло. Но только лоскутное.
- Не могу не спросить вас о новшествах на FM-107 - радиостанции, входящей в ваш холдинг. Об этом много разговоров.
- До самого последнего времени это была самая обычная коротковолновая станция с молодежным стилем ведения и музыкой в стиле "диско" - такая же, как и десятки других. В таком формате она не могла претендовать на какой-то серьезный прорыв в рейтинге. Поэтому было принято решение преобразовать эту станцию в информационную, работающую примерно в той же нише, что и "Эхо Москвы".
Сейчас на частоте FM-107 транслируется Московское радио "Маяк-24" с пятью питерскими включениями. В дальнейшем доля петербургских информационных программ на этой частоте будет возрастать. В таком формате FM-107 имеет гораздо больше шансов на приобретение симпатий радиослушателей, изрядно уставших от развлекательных программ коротковолнового диапазона, а главное - деловых людей, проводящих много времени в машинах и не успевающих следить за новостями по телевизору.
- Вы не раз говорили о том, что высокий рейтинг, коммерческий успех - не самоцель, а гарантия реальной независимости телеканала...
- ...Поэтому самая главная, но и самая трудная задача телевизионного менеджмента - найти золотую середину между творческой составляющей, гражданской позицией канала и коммерческим успехом. Можно заработать деньги, не защищая интересы простых людей? Можно, и много. Это вопрос нравственного выбора тех, кто делает телевидение. Для нас будничная жизнь петербуржцев, их боль, беды, способность выживать, защита их интересов - абсолютный приоритет.
Больно видеть, что телевидение, увы, нередко искажает те понятия, без которых все разговоры о будущем оборачиваются блефом, - понятия чести и нравственности. Вот поэтому так важно сегодня говорить о достоверности, жизненной правде, говорить о тех критериях, на которые каждый может опереться, выбирая свой путь. Очень важно сегодня сказать о том, что будет востребовано, быть может, только завтра. Пусть сегодня эти слова покажутся несвоевременными - завтра может быть уже поздно будет меняться. И нам - телевизионщикам, и нашему зрителю.