КОЛЛЕКЦИЯ ЕСТЬ, А МУЗЕЯ НЕТ
Вчера в центральном выставочном зале "Манеж" открылась новая экспозиция "Петербургское искусство ХХ века".<br>5 ноября "Манеж" официально отметит свое 25-летие - тогда выставка будет посвящена Исаакиевской площади и всему, что с ней связано. А неофициально все выставки этого года юбилейные.
Однако "Манеж" занимается не только выставочной, но и собирательской деятельностью. Более чем 10 лет назад по инициативе комитета по культуре было решено на базе "Манежа" начать коллекционировать современное искусство. В перспективе это собрание должно было стать основой Музея современного искусства. Коллекция с тех пор постепенно пополняется, расширяется, сейчас она насчитывает уже около 1700 единиц. При этом многие художники или наследники дарят "Манежу" картины, скульптуры, графику. Тематика ограничена только тем, что собирается именно искусство Петербурга. Штат из 4 человек занимается хранением, пополнением, изучением и прочей музейной и научной работой. В последний раз "Манеж" демонстрировал свое собрание современного искусства 5 лет назад. Как изменилась коллекция за эти годы - вы сможете оценить сами, до 13 сентября посетив 2-й этаж Центрального выставочного зала. Эта выставка может похвастаться еще и тем, что впервые издан альбом-каталог коллекции (более 220 иллюстраций).
Конечно, выставка "Петербургское искусство XX века" лишь часть айсберга. Экспонаты прошли строгий отбор, поскольку показать хочется максимум, а возможности нет. Когда мы сможем увидеть собрание целиком, непонятно. Марина Джигарханян, заведующая отделом современного искусства в "Манеже", на вопрос об адресе будущего музея ответила, что это вопрос не к ней. Все понимают, что Петербург не то что достоин такого музея, он просто необходим городу. А здесь, на Исаакиевской площади, как пояснила директор ЦВЗ Дина Градова, даже нет нормальных запасников, где бы можно было создать хорошие условия для хранения экспонатов.
Анатолий Дмитренко в 90-х годах стоял у истоков этого начинания. Теперь он представлял на открытии выставки Русский музей, который также уделяет немалое внимание именно современным художникам. Как он признался, элемент соревновательности между музеями есть, но это как в спорте - я хочу победить, не желая сопернику травмы. Не говоря уже о том, что возможности Русского музея измеряются совсем в ином масштабе. Но Анатолий Дмитренко говорил не как соперник, а как соратник по музейному делу - о том, какую атмосферу удалось здесь создать, как удается выдерживать давление и не поддаваться клановости, какой труд - рассмотреть особость каждого.
В центре зала реют три полотна цветов российского флага: от красных 1920-30 гг., через синие 1960-80 гг., до белых 1990-2000 гг. - 3 раздела экспозиции не так четко придерживаются хронологического принципа. Прохаживаясь по залу, скорее видишь опровержение хронологии, возвращение тем, сюжетов, манер. Круговорот колорита. И на всем - легкий флер Петербурга. Не место прописки, а взгляд на мир. Марина Джигарханян видит специфику Петербурга в особой энергетике. Конечно, не следует "петербургскость" понимать как некое клеймо, жесткий набор признаков, которым можно либо отвечать, либо нет. Но то, что это можно ощутить на выставке, переходя от полотен "Круга художников" к работам "Одиннадцати", от "Митьков" к "Мастерам аналитического искусства", несомненно.
Художники и скульпторы, собравшиеся на вернисаж, говорили об одном: неважно, на базе чего будет создан Музей современного искусства, но вот дожить бы до его открытия хотелось...