ПОДВОДНЫЙ АТОМ
НИИ-8. Эта аббревиатура мало кому о чем-то говорит. Однако именно 9 сентября весь подводный флот отмечает 50-летие этого "почтового ящика". При чем тут подводники? Этот институт был создан для того, чтобы обеспечить корабли компактными атомными реакторами.
Ни одна страна до сих пор не может повторить то, что сделали советские конструкторы для развития отечественного атомного подводного флота. Практически каждая атомная подводная лодка (АПЛ) представляет собой в своем роде новое слово в мировом подводном судостроении.
Мы первые запустили баллистическую ракету с ПЛ из надводного положения, создали вторую в мире, вслед за американцами, атомную подводную лодку, намного превзойдя технические характеристики первой субмарины ВМС США Nautilus. Мы запустили с АПЛ баллистическую ракету из подводного положения. Из существующих в мире 13 атомных подводных лодок с корпусом из титановых сплавов мы создали 13, все остальные боялись работать с этим капризным, но легким и прочным металлом. А в итоге российские подводные лодки по уровню малошумности превзошли даже последние модификации американских ПЛ типа Los-Angeles.
Из 450 подводных лодок (именно столько насчитывают военные статистики), построенных пятью державами - Англией, США, Францией, Китаем и Россией, - нашими специалистами построено 250.
САМЫЕ БЫСТРЫЕ И БЕСШУМНЫЕ
АПЛ проекта 661 ("Анчар", по классификации НАТО Рара) в подводном состоянии развила скорость в 45 узлов - эта скорость так и осталась недосягаемой для других субмарин. Капитан ударного авианосца ВМС США "Саратога", возвращаясь на базу из Средиземного моря, вдруг обнаружил, что у него "на хвосте" висит неведомая подводная лодка, которая играючи обгоняла его, кружилась вокруг. А он выжимал из машин своего судна максимум мощности. Кстати, постановлением Совета министров СССР на этой АПЛ конструкторам было запрещено использовать ранее освоенную технику, оборудование, системы автоматики, приборы и материалы. Судостроители СПМБМ "Малахит" все создавали заново.
АПЛ проекта 685 (по классификации НАТО "Майк"), созданная проектировщиками ЦКБМТ "Рубин", - печально известный "Комсомолец", опускалась на невероятную глубину - 1000 метров. Ее предназначением была защита территории от подводных ракетоносцев противника, которых называли "убийцы городов". "Комсомолец" был единственной лодкой этой серии. Напомним, авария (пожар в седьмом концевом отсеке), произошедшая 7 апреля 1989 года в Норвежском море, унесла жизни сорока двух моряков.
АПЛ проекта 945 "Барракуда" (спроектированная ЦКБ "Лазурит", по терминологии НАТО Sierra) несет на себе наибольший ударный потенциал среди многоцелевых подводных лодок мира и при этом считается одной из самых малошумных. В ее обязанности входило слежение за подводными ракетоносцами противника и их гарантированное уничтожение. "Барракуду" боялись. После столкновения в территориальных водах России в миле от острова Кильдин К-276 и АПЛ "Батон-Руж" (типа Los-Angeles) американцам пришлось списать свою лодку, а Sierra была отремонтирована.
АПЛ класса "БАРС" (СПМБМ "Малахит") - самые быстрые и бесшумные субмарины в мире. "Акулу", так она определена в классификации НАТО, не смогла зафиксировать береговая система обнаружения США, когда "на мягких лапах" лодка прошла вдоль всего восточного побережья Америки. Специально для нее была создана уникальная сталь, из которой сделан корпус лодки.
А об одной АПЛ, созданной конструкторами СКБ-143 (ныне СПМБМ "Малахит"), ходят легенды...
ТРАГЕДИЯ "ЛИРЫ"
Да, пожалуй, самым легендарным был проект "Лира", по классификации НАТО "Альфа". Легкая, малогабаритная, с отличным вооружением, достигающая огромной скорости, лодка перевернула традиционное представление об атомоходах, но незавидной оказалась ее судьба. Трагедия "Лиры" до сих пор бередит сердца ее создателей, которые и сейчас называют свое детище проектом XXI века. В те времена, когда кибернетика, информатика и компьютеризация только зарождались, на АПЛ пр. 705 был поставлен (впервые в мире!) пульт, с которого стало возможным управлять всем радиоэлектронным оборудованием. А какое на "Лире" было вооружение... Впервые были применены торпедные аппараты, способные вести огонь и на перископной глубине, и на предельной (а это 750 метров). Подводные пушки позволяли использовать во время стрельбы ракетоторпеды. А для спасения экипажа в аварийных ситуациях, опять же впервые, была сконструирована всплывающая рубка. И проектировалась "Лира" изначально для экипажа в пятнадцать человек! Но военные не оценили замысла конструкторов. Они потребовали увеличения водоизмещения, количества отсеков и экипажа. Но лодка оказалась слишком трудна для личного состава в освоении и эксплуатации - специалистам-подводникам не хватало... профессионализма. А как она была красива...
Выдержка из американского журнала Defense Electronics (апрель 1984 года): "Появление советской ПЛ типа "Альфа" в конце 1970-х гг. застало ВМС США врасплох. Новая противолодочная ПЛ создала трудное положение для американских стратегических сил - ракетных лодок. "Альфа" была также достаточно глубоководна и быстроходна, чтобы уйти от американских торпед. Даже обнаружение новой лодки представляется трудновыполнимым. "Альфа" является подлинно скрытной лодкой".
Попытка создания подобной лодки в США окончилась полной неудачей. А в России все семь АПЛ, построенные с 1971 по 1984 год, пошли в утиль...
ЗАГАДОЧНЫЙ "ОБ‘ЕКТ № 627"
Началась вся эта атомная история 9 сентября 1952 года. В конце сороковых годов американцы взялись за постройку первых в мире АПЛ Nautilus и SeaWulf. Сталин не мог допустить такой монополии, да и атомщики после запуска в 1947 году первого в стране реактора стремились продолжить работы. И вот в 1952 году И. В. Курчатов, А. П. Александров, Н. А. Доллежаль, представили в правительство предложение об использовании атомной энергии на подводных лодках. В итоге 9 сентября этого же года постановлением Совета министров СССР было утверждено строительство первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627 (на печатных машинках того времени не было "твердого знака" и в оригинале было: "об‘ект 627").
Для создания комплексной энергосиловой атомной установки был учрежден специальный научно-исследовательский институт № 8 (НИИ-8). Научным руководителем работ был назначен член-корреспондент, а позднее и академик А. П. Александров, главным конструктором АЭУ - Н. А. Доллежаль, а главным конструктором АПЛ проекта - В. Н. Перегудов. В этом году инженеры атомного подводного флота отмечают 100-летие со дня рождения этого выдающегося человека.
И началась вся эта история в СКБ-143 (ныне СПМБМ "Малахит"). Конструкторы бюро совместно с атомщиками НИИ-8 совершили революционный прорыв в подводном кораблестроении. Переворот, совершенный в 1950-е годы, можно, наверное, сравнить только с переходом от парусных к паровым судам - атомный реактор позволил лодкам из "ныряющих" превратиться в чудо-аппараты, пребывающие под водой практически неограниченное время.
ФИГУРА, РАВНАЯ КОРОЛЕВУ
Сейчас мы даже не можем представить, как инженеры и конструкторы осуществляли эту сложнейшую задачу. Достаточно сказать о том, что атомщики понятия не имели, какую энергетическую установку можно предложить для подводной лодки.
Нам удалось встретиться с человеком, одним из немногих оставшихся в живых, кто лично знал главного конструктора и работал с ним. Главный конструктор проектов ПЛ СПМБП "Малахит" Радий Анатольевич Шмаков (и именно с его помощью готовились материалы к этой статье) рассказал об удивительной судьбе Владимира Николаевича Перегудова.
Родился он 28 июня 1902 года в Самарской губернии. В 1930 году получил звание военно-морского инженера, а в 37-м был арестован. Более полугода он провел в заключении и все-таки был освобожден за отсутствием улик. Да, он был освобожден и оправдан, но так и не был удостоен звания контр-адмирала, так и остался инженер-капитаном I ранга. Но все-таки он был назначен начальником СКБ-143 Ленинграда (СПМБМ "Малахит"). И будучи главным конструктором первой атомной подводной лодки АПЛ-627, стал родоначальником всего атомного судостроения России. По уровню сложности этот проект до сих пор сравнивают с космическими разработками, а Перегудова - с самим Королевым. Кстати, последний проводил испытания запуска баллистических ракет с подводной лодки из надводного положения. Только представьте себе: с такой неустойчивой конструкции взлетает космическая ракета...
КПД ГЕНИЯ
Проект 627 был создан всего за шесть лет - это рекордный срок даже для современных технологий. И в итоге монополия ВМС США продлилась всего три года. А после постройки "Ленинского комсомола" им даже пришлось срочно корректировать и дорабатывать свои Nautilus и SeaWulf. В этом есть и огромная заслуга Перегудова.
Чего стоил один только факт: сначала на проекте 627 предполагалось установить довольно странное оружие - одну большую торпеду с термоядерным зарядом.
Военные были против такого вооружения, сразу представив, как они подойдут к противнику, выпустят эту убойную торпеду... "Лодка-камикадзе", - называли ее моряки. Однако вместо одной большой было решено установить восемь торпедных аппаратов. Это решение устраивало всех.
И вот в 1955 году были выпущены рабочие чертежи. 24 сентября на судостроительном заводе
№ 402 в городе Молотовске (ныне Северодвинск) состоялась закладка опытного проекта 627. 9 августа 1957 года корабль был спущен на воду, а 14 сентября пустили реакторы... И после года швартовых испытаний 4 июля 1958 года в 10 часов 03 минуты впервые в истории отечественного флота подводная лодка развила ход под атомной энергетической установкой.