ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ: РУССКИЕ ИДУТ!
Обладателем главного приза 59-го Международного венецианского кинофестиваля - "Золотого льва" - стал британский режиссер Питер Муллан с фильмом "Сестры Магдалины". Показ этого кинофильма в рамках фестиваля сопровождался скандалом: Ватикан резко осудил эту картину, и поощрение ее выглядело явным вызовом. В фильме показана жестокость, царящая в католических монастырях и приютах.
Следующий по значимости приз - Гран-при жюри фестиваля - вручен Андрею Кончаловскому (на снимке) за фильм "Дом дураков", который участвовал в конкурсной программе. По замыслу Кончаловского, сумасшедший дом в Чечне стал оазисом доброты и человечности в безумной жизни. Главные роли сыграли жена Кончаловского Юлия Высоцкая и Евгений Миронов. В картине снялся также Брайан Адамс, который сыграл самого себя. Съемки шли в настоящем сумасшедшем доме, и его пациенты также стали актерами.
Премию за лучшую режиссуру получил корейский режиссер Ли Шанг Донг за фильм "Оазис". "Чаша Вольпи" за лучшую мужскую роль досталась итальянскому актеру Стефано Аккора, сыгравшему в фильме Микеле Плачидо "Путешествие под названием "любовь". Лучшей актрисой названа Джулианна Мур за исполнение главной роли в фильме Тодда Хайнса "Вдали от рая".
Премией "Серебряный лев" отмечен короткометражный фильм "Клоун" российского режиссера Ирины Ефтеевой.
В конкурсе участвовал и "Поцелуй медведя" Сергея Бодрова-старшего, снятый на немецкие деньги. Впрочем, сказка о молодой циркачке, которая купила медведя Мишу, оказавшегося оборотнем (человеческую ипостась играет Бодров-младший), особого успеха не имела.
Русские в этом году были не только конкурсными режиссерами, но и героями картин. Компания Intermedia предприняла последнюю отчаянную попытку спасти провалившийся в американском прокате фильм "К-19": в Венецию прибыли Харрисон Форд и режиссер Кэтрин Бигелоу, которые рассказывали всем о героизме советских моряков и о своей решимости отдать дань их подвигу. А Лукас Мудиссон, главный на сегодня шведский режиссер, представил в программе "Против течения" картину под названием "Лиля навсегда", снятую почти целиком на русском языке и о русских.
Больше всего споров в этом году вызвал снятый на французские деньги киноальманах "11 сентября", посвященный трагической годовщине. Своими размышлениями по этому поводу поделились 11 режиссеров, каждый снял эпизод на 11 минут и 9 секунд. Судя по всему, американского проката проекту не видать: в годовщину гибели более трех тысяч человек не все готовы говорить о том, что Америка, мол, сама во всем виновата.
Жаль, конечно, что без наград остались изысканный Такэси Китано ("Куклы") и провокационный, как обычно, Ларри Кларк. Его "Кен Парк", представленный в программе "Против течения", - это история четырех калифорнийских семей, каждая из которых несчастлива по-своему. Тема - инцест во всех видах, ну и еще подростковый суицид.
"Куклы" - это три истории о любви и судьбе; три пары влюбленных, которые погибают как раз тогда, когда счастье становится возможным.
Итальянское присутствие в этом году было тоже, как никогда, значительным. Скорее всего, новый директор киносмотра Мориц Де Хадельн не хотел, чтобы его, чужака и гражданина Швейцарии, более 20 лет заправлявшего Берлинским фестивалем, обвинили в пренебрежении национальным кинематографом. Ставку он сделал на итальянских "стариков": вручил почетного "Золотого льва" ветерану Дино Ризи, организовал торжественное празднование 90-летнего юбилея Микеланджело Антониони, а также пригласил в качестве одной из главных звезд Софи Лорен, вновь блиставшую в Венеции после долгих лет отсутствия.
Жюри фестиваля возглавляла китайская актриса Гун Ли. Впервые в истории в состав жюри вошел представитель России - поэт Евгений Евтушенко.