ЦАРИ МУСОРНОЙ ГОРЫ

Смешно становится, когда вспоминаешь знаменитое "юбилей для горожан" - лозунг, взятый на вооружение чиновниками год назад, так и остался лозунгом.

Проверить это просто - достаточно выйти во двор, подойти к помойке, оглядеться, вдохнуть полной грудью... Праздником, как говорится, и не пахнет. Показательно, что засыпаны мусором не только окраины - эвересты из твердых и не очень бытовых отходов вырастают в "колодцах" Центрального, Василеостровского и Адмиралтейского районов с завидной регулярностью. Побродишь по таким россыпям, полюбуешься и невольно вспомнишь Маяковского: "Уважаемые товарищи-потомки! / Роясь в сегодняшнем окаменевшем..." Резковато, конечно, но кажется, что настало время именно таких оценок: до юбилея всего ничего. А мусора в прямом и переносном - до кучи. И на ее вершине разворачивается захватывающее представление, напоминающее детскую игру в "царя горы", - жилищные службы питерских районов и предприятия городского спецтранса сражаются за средства, выделяемые на уборку пахучего хозяйства. Борьба эта особенно заметна в центральных районах Петербурга - речь идет о деньгах, которыми оплачивают вывоз мусора юридические лица. Магазины, рестораны, кафе, офисы и прочие - свыше 40 процентов твердых бытовых отходов в историческом центре образуется в процессе деятельности таких юридических лиц. Традиционная схема финансирования вывоза мусора заключалась в перечислении средств на счета районных жилищных агентств, которые затем оплачивали работу автопарков "Спецтранса". С недавних пор функция посредников была упразднена - организации стали заключать договоры с транспортниками напрямую. "Упразднили лишнее звено", - торжествуют в "Спецтрансе". "Вывели из-под контроля", - вздыхают в РЖА. Примечательно, что по старой российской традиции правы и те и другие. С одной стороны, проблемы с вывозом "Спецтранс" связывал с частыми и не всегда объяснимыми перебоями в финансировании - жилищные агентства нарушали обязательства, а транспортники не хотели (и не могли) работать "за так", бесплатно. С другой - именно РЖА осуществляли контроль за своевременным вывозом отходов и, как следствие, целевым расходованием средств. Отныне "Спецтранс" финансируется напрямую, но мусора от этого меньше не становится - агентства обвиняют "спецов" в недобросовестности, а те кивают на сложную транспортную обстановку в центре города: вот, мол, в пробках стоим и потому в каждый двор заглянуть не успеваем. Выход из сложившегося положения у каждой из конфликтующих сторон имеется свой. "Спецтранс" апробирует новый график движения (ранним утром, до пробок) и собирается увеличивать автопарк. РЖА просят вернуть им прежние функции, утверждая, что в противном случае процесс расходования средств будет носить неподконтрольный характер - мусора будет прибавляться с каждым днем, и дело рано или поздно закончится общегородской эпидемией. А с недавних пор в споре появилась и третья сторона - все громче звучат голоса тех, кто убежден в необходимости кардинальных перемен в самой системе уборки и вывоза мусора. Каких? Вариантов великое множество. Те, кто бывал в Европе, предлагают ввести в употребление пластиковые пакеты - и мусор не сыпется, и выглядят опрятно. Другие говорят о необходимости создания специальных лицевых счетов для каждого дома, на которых будут аккумулироваться средства, которые жильцы платят за "санитарное содержание территории". Процесс расходования, таким образом, станет подконтрольным, и термин "налогоплательщик" наконец-то обретет гордое, подлинно гражданское значение. Третьи заявляют, что в нынешней ситуации виноваты старые, советские еще контейнеры - дескать, антигигиеничные и работать с ними неудобно. А вот если бы везде стояли замечательные евробачки... Но к этой третьей стороне не прислушиваются - город задыхается от мусора, а на повестке дня ответственных служб по-прежнему война: "цари горы" карабкаются к вырастающим вершинам своего пахучего хозяйства.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.