ЛИГИОНЕРЫ - ОТ ЭКЗОТИКИ К БУДНИЧНОСТИ
Еще пятнадцать - двадцать лет назад слово "легионер" употребляли лишь историки или люди, связанные с военным делом. Сегодня же оно не сходит с уст любителей футбола.
ПЕРВЫМ БЫЛ ЗИНЧЕНКО
В Древнем Риме легионом называлась крупная войсковая единица. Кроме того, в некоторых странах (например, во Франции) так именуются наемные воинские части, формируемые из иностранцев. Судите сами, насколько термин "легионер" близок к футболу.
Разумеется, в условиях железного занавеса ни о каких легионерах в советском футболе не могло идти и речи. А ведь интересно было бы увидеть покорителей Туманного Альбиона 1945 года Константина Бескова, Василия Карцева и других динамовских звезд того времени в составе английских или шотландских клубов. Наверняка бы не затерялись, допустим, в "Интере" или "Милане" в пятидесятые-шестидесятые Лев Яшин, Сергей Сальников, Эдуард Стрельцов, Игорь Нетто, Валерий Воронин, Юрий Воинов. Впрочем, история, в том числе и история футбола, не терпит сослагательного наклонения.
Зато возможность, причем легальная, отъезда за рубежи "великого и могучего" появилась у игроков поколения конца 1980-х. Любители футбола не забыли, как знаменитый туринский "Ювентус" заплатил киевскому "Динамо" за трансфер Александра Заварова 5 миллионов долларов. Огромную по тем временам сумму. Среди первых отечественных легионеров можно вспомнить спартаковцев Вагиза Хидиятуллина и Рината Дасаева, динамовца из Минска Сергея Алейникова.
Джина выпустили из бутылки, и загнать его обратно оказалось делом целого десятилетия. Пожалуй, не было части света, где бы не ступала нога нашего мастера кожаного мяча. И если вначале руководители отечественного спорта пытались хоть как-то регулировать этот процесс, то после распада Советского Союза и наступления экономического хаоса отъезд футболистов (хоккеистов, баскетболистов и так далее) стал неуправляем.
Самое интересное, что первым легионером из бывшего СССР оказался, причем отнюдь не в "перестроечном" 1980-м, Анатолий Алексеевич Зинченко - игрок ленинградского "Зенита". Наш земляк в течение трех сезонов защищал цвета венского "Рапида" и дважды побеждал в чемпионате и Кубке Австрии.
А вот поколению зенитовцев - чемпионов СССР 1984 года повезло гораздо меньше. Уверен, названия таких клубов, как шведские "Эстерсунде" и "Кируна", финский "МюПа-47", за которые выступали Юрий Желудков, Николай Ларионов и Михаил Бирюков соответственно, не скажут широкому кругу болельщиков ровным счетом ничего. Не стоит напоминать, чем закончился европейский вояж легионера нового поколения Александра Панова.
РОССИЯ УЗНАЛА "ПЛЯЖНЫХ ФУТБОЛИСТОВ"
С 1992 года в российском чемпионате тоже появились свои легионеры. Правда, таковыми их можно было назвать с большой долей условности. Дело в том, что легион составляли выходцы из бывших союзных республик, которые при желании легко становились россиянами. Вспомним хотя бы Виктора Онопко и Андрея Пятницкого, Илью Цымбаларя и Юрия Никифорова, Омари Тетрадзе и Владислава Тернавского.
Однако, подчиняясь букве закона, Российский футбольный союз ввел квоту на, скажем так, владельцев нероссийского паспорта. Особенно пострадала от лимита на легионеров владикавказская "Алания". Чаще всего Валерий Газзаев вынужден был оставлять на скамейке запасных Назима Сулейманова, футболиста сборной Азербайджана.
Настоящие же легионеры появились в российском футболе летом 1995 года. Наставник нижегородского "Локомотива" Валерий Викторович Овчинников, известный под прозвищем Борман, пригласил двух бразильцев - Жуниора и Да Силву. Последний сумел отличиться уже в дебютном поединке против столичного "Торпедо". Однако вскоре выяснилось, что уровень мастерства соотечественников Пеле оказался, мягко скажем, невысоким. "Пляжные футболисты" очень быстро скрылись с российского горизонта.
Несмотря на то что первый блин вышел комом, в Россию потянулись и другие выходцы с пляжей Копакабаны. Наверное, многие помнят бразильских армейцев Леонидаса и Самарони, последний, к слову, до сих пор играет в нашем чемпионате.
Знаменитое "дело Босмана" отменило все квоты и лимиты на легионеров. Да и отечественные клубы крепче встали на ноги. Теперь уже в Россию хлынул поток футболистов со всех континентов. Мало кто ожидал, что даже московский "Спартак", клуб с богатейшими традициями, прибегнет к услугам иностранного легиона. Хотя Олег Иванович Романцев всегда подчеркивал: "К сожалению, легионеры приличного уровня к нам не поедут", однако начиная с 1997 года состав "красно-белых" регулярно пополнялся заморскими звездами. Причем звезды берутся в жирные кавычки.
Удивительно, но никто из рекрутов "народной команды" не сумел стабильно заиграть. А ведь именно стабильность - признак класса. И наверное, не было более противоречивой фигуры, чем "нетипичный" (в игровой манере) бразилец Луис Робсон.
ЛИХА БЕДА НАЧАЛО
Леонидас, Самарони, Робсон, участник чемпионата мира-1998 нигериец Августин Этуавон - это были первые ласточки. А уже в начале нынешнего сезона отказавшийся от приглашения легионеров из дальнего зарубежья волгоградский "Ротор" остался "белой вороной" в российской премьер-лиге. Такова принципиальная позиция президента волжского клуба Владимира Дмитриевича Горюнова.
До последнего времени компанию "Ротору" составлял, чем, к слову, на берегах Невы очень гордились, питерский "Зенит". Правда, в 1997-м едва не стал зенитовцем югославский защитник Зоран Шараба, через два года в северной столице побывал на просмотре 17-летний нигериец Шукуди, а в мае 2000-го на базе в Удельной были замечены представители экзотического Сьерра-Леоне Ибрагим Каркбо и Пол Кпака. Поговаривали, что трансфер африканских футболистов стоил около 400 тысяч "зеленых".
Зато сегодня в заявочном списке "Зенита" оказалось сразу пять (!) футболистов из Восточной Европы. Воздержимся от скоропалительных выводов в отношении приглашенного недавно румынского дуэта Кирицэ - Бундя, а вот югославское трио Вьештица - Мудринич - Ранджелович явно не оправдало возлагаемых надежд. "Легионер должен быть значительно сильнее местных футболистов. В противном случае его приглашение бессмысленно", - со словами наставника "сине-бело-голубых" Бориса Рапопорта трудно не согласиться.
НОВОЕ - ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ?
Теперь, когда читатель имеет достаточно информации на заданную тему - "Легионеры", можно попытаться проанализировать сложившуюся ситуацию.
Российские клубы стали способны удерживать у себя ведущих футболистов. Сравните: клубное представительство в сборной России начала - середины 1990-х годов и нынешней национальной команды. Всего три легионера выступали в матче с ирландцами - Онопко, Хохлов, Смертин... Возвращение к родным пенатам Яновского, Бесчастных, Радимова, Овчинникова, Нигматуллина, Хлестова, Панова скорее говорит о том, что в России стало гораздо комфортнее.
Гораздо острее стоит проблема "импорта" в российский чемпионат. Все чаще можно услышать призывы о введении квоты на легионеров. Новое - хорошо забытое старое? Причин прохладного отношения к приезжим в Россию футболистам хватает. Легионеры тормозят рост доморощенных талантов, к тому же, как уже отмечалось, "варяги" не всегда отвечают европейским стандартам. Справедливости ради и наш чемпионат не сопоставим с итальянским или испанским.
Побеждать в крупных турнирах лишь за счет внутренних резервов нынче довольно сложно, если возможно вообще. Да и в творческом плане разнообразие игровых стилей исполнителей должно обогащать команду. Другое дело, что каждый старается жить по средствам. Мадридский "Реал" приглашает Фигу, Зидана, Роналдо, а наши клубы... Не будем проходиться по персоналиям. Если же взять средний европейский клуб, к примеру, соперника питерского "Зенита" в Кубке УЕФА швейцарский "Грассхоппер", то клуб из Цюриха почти на 50 процентов укомплектован легионерами.