ЭЛИКСИР ЖИЗНИ БЕРНАРДА ШУЛЬЦЕ
Русский музей давно и прочно наладил связи с Музеем Людвига в Кельне. Благодаря этому петербуржцы имеют возможность более детально знакомиться с немецким искусством. 12 сентября в Мраморном дворце открылась выставка Бернарда Шульце (1915), представляющего огромный послевоенный период немецкого искусства под названием "информель".
Только не надо сразу кричать: я не люблю абстракцию! я не могу слышать о нефигуративном искусстве! надоела живопись "под диктовку бессознательного"! Просто послушайте спокойно, в чем дело. После ужасов войны и нацизма немецкие художники устали от традиционного искусства, от фигуративной живописи - выходом стал побег в область абстрактного, который подарил ощущение свободы - "информель". Позже он сменился поп-артом, да и тому затем нашли замену, но Бернард Шульце с начала и до конца остался верен своему направлению. Это не значит, что он обрек себя на бесконечные самоповторы, и экспозиция на втором этаже Мраморного дворца - лучшее тому подтверждение. Более 100 произведений живописи и инсталляций выстраиваются в систему художественного мира Бернарда Шульце, по которой можно догадываться об эволюции идей и образов, вдохновлявших живописца.
Говорить о картинах Шульце, что они беспредметны, - по меньшей мере, не видеть их. Вот, например, графическая работа из серии 1999 года "Из облаков вырастает пейзаж": сколько раз, всматриваясь в метаморфозы неба в облачный день, я думала, что уловить эти изменения образов, рождающихся не только в атмосфере, но и в моем воображении, невозможно. И вот они на бумаге, схвачены карандашом. Или, из той же серии, "Был как-то однажды пейзаж": мир в минуту катаклизма. Земля, деревья, камни разлетаются в клочья под напором чего-то нового, неведомого, само бытие изменяется.
Есть множество удивительно светлых картин, краски которых брызжут радостью жизни. Таковы работы различных лет, названия которых связаны с ветром. Видимо, эта самая неуловимая стихия, изменяющаяся быстрее, чем Протей, часто вдохновляла художника. Можно назвать "Ветреные образы весной" (1994), "Дева ветра" (2002), "Танец воздушных духов" (1990) - быстрые, мелкие мазки, пастельная палитра, много света.
Другой мощный импульс творчества Бернарда Шульце - лес. Деревья, кустарники, ветви и корни, горы опавших листьев, непролазные чащобы, густой подлесок, заросли - весь этот ассоциативный ряд возникает в уме, когда всматриваешься в сплетения линий на полотнах, особенно если их названия отсылают напрямую к лесной тематике ("Харя чащи" (1997), "Непостижимая жизнь лесов" (1983)).
Из пятен краски, резких цветовых сочетаний, теней и изгибов линий на картинах рождаются мифические существа, иногда это те, кому в этом мире есть название ("Минотавр" (2001), "Болотный дракон" (1987), "Химера" (2001)), а другим художник дал название сам. Точнее, имя существам, зажившим собственной жизнью на холстах и в виде скульптур и инсталляций, придумала его жена еще в 1961 году: "Мигофы!" - воскликнула она. Их вы тоже встретите в Мраморном дворце.
Но есть у Шульце картины просто страшные, заглядывающие в такие глубины человеческого подсознательного, что больно смотреть. "Ссора" (1993) - все мы проходили через черно-белые изломы ссор в серые тупики обид, но вспоминать об этом не хочется. Или "Угнетая меня" (1991) - художник выплеснул на холст бордовые и иссиня-зеленые потеки депрессии. Такое же чувство возникает, когда незнакомый человек вдруг рассказывает тебе самое сокровенное.
Художник и сейчас продолжает активно работать. "Живопись - это содержание моей жизни и ее эликсир. Я радуюсь, что могу каждый день идти к мольберту и писать, что бы из этого ни получалось. Я не устаю от живописи, она поддерживает меня в сознательном состоянии. Я хотел бы прожить еще очень долго, чтобы успеть написать все те многочисленные картины, которые я ношу в голове", - сказал Бернард Шульце в одном своем интервью.