В РЕЙС ИДЕТ ВСЕ, ЧТО ДВИЖЕТСЯ
Быстрый, удобный и один из самых популярных видов общественного транспорта - маршрутное такси - петербуржцы окрестили "подкидышем". Точно подметили - и "подкинет" куда угодно, и выглядит часто неприкаянно, по-сиротски: обивка в салонах потрепана, сиденья наперекосяк, трясет на ходу изрядно. Движок частенько барахлит, а то и просто глохнет в дороге. Не мудрено: по данным питерского ГАИ, каждая восьмая маршрутка в городе неисправна.
История современной петербургской маршрутки напоминает сюжет с любым благим начинанием в России, которое рано или поздно приобретает неповторимый отечественный колорит. Помнится, как пела душа, когда по соседству с автобусными, троллейбусными и трамвайными остановками появились скромные столбики со значком "М" - перебежишь к такому, махнешь приближающейся "Газели" и вперед: с ветерком, на своем персональном месте, злорадно улыбаясь согражданам, притиснутым к бортовым стеклам переполненного "Икаруса". Жизнь в радость, когда есть маршрутка, - домчит без проблем и недорого.
Прошло время, у столбиков стали выстраиваться километровые очереди, а в салонах "газелек" и "фордов" заметно поплохело: грязновато стало, обшарпанно, неуютно как-то. В связи с большой популярностью маршрутного такси и острой нехваткой подвижного состава на линии стали выходить "модернизированные" авто - приспособленные для пассажироперевозок "скорые", грузовички, "технички". Говорят, что кое-где были замечены и "экс-труповозки" - такие специальные машинки, в которые сначала загружали покойников, а после и здравствующих горожан. Подправили антураж, приварили к полу сиденья, перекрасили корпус: добро пожаловать, дорогие горожане. Счастливого пути...
Впрочем, если спешишь, то и на катафалк запросто согласишься. Лишь бы быстро и с комфортом, по-человечески. Но и с этим проблемы: с некоторых пор водители стремятся перевыполнить план и набивают салон под завязку - на десять сидящих десять стоящих. "Что ж ты развалился, когда девушка стоит?" Или что-то в этом роде: "Молодой человек, вы не обижайтесь, конечно, но я сяду к вам на колени - уж больно трясет..." Такая поездка напоминает стремительный марш-бросок в тесном брюхе "бээмпэ". С периодическими обстрелами: "Граждане пассажиры! Прямо по курсу ГИБДД, во избежание неприятностей прошу стоящих на время пригнуться или присесть на корточки..." Вспоминается, как после одной из таких экстремальных поездок вместо обычного "спасибо" буркнул водителю злобное "пожалуйста". Парень все прекрасно понял и заулыбался: "Приходите еще".
И смешно все это лишь до поры до времени - за два последних года в Петербурге произошло несколько крупных ДТП с маршрутными такси. Часть аварий была связана с поломками на дороге - в одном случае у переполненной "Газели" просто отказали тормоза. Естественно, что пострадавшими в таких происшествиях прежде всего оказываются пассажиры "подкидышей" - средства безопасности в салоне просто отсутствуют, а простора для "кувырков" при столкновении хоть отбавляй.
Возможно, что именно это и подтолкнуло городскую ГИБДД к разработке и проведению крупномасштабной операции по выявлению нарушений в деятельности автопарков-операторов маршрутных такси. Говоря проще, гаишники решили устроить маршруткам глобальную "профилактику" в виде жесткого техосмотра.
Что и было проделано в конце нынешнего лета. В ходе операции "Автобус" было осмотрено 12,5 тысячи маршрутных такси - 8,5 тысячи в северной столице и 4 тысячи в Ленобласти. Выяснилось, что 11 процентов проверенных маршруток не прошли государственный технический осмотр, а около полутора тысяч оказались неисправны. Более 3200 водителей в городе и более 1000 в области были задержаны за нарушение правил дорожного движения, 4500 человек привлекались к административной ответственности, в отношении 13 материалы передавались в суд с ходатайством о лишении водительских прав. К ответственности также привлекались 216 должностных лиц эксплуатирующих предприятий. У 167 микроавтобусов оказались неисправны тормозные системы, у 177 "подкидышей" выявлены изменения в конструкции. В итоге 1952 маршрутных такси запрещены к эксплуатации.
При этом, как отмечают специалисты, это вовсе не означает радикального улучшения ситуации с уровнем сервиса и техническим состоянием автопарка - до тех пор пока маршрутки будут популярны, руководство предприятий-операторов будет бросать "в бой" все, что движется, в том числе и явных "старичков". Бороться с этим можно двумя способами: либо убеждать предпринимателей вкладывать средства в обновление подвижного состава, либо заставлять делать то же самое путем ужесточения контроля за питерскими "подкидышами" и перевода этого контроля на систематическую основу.