ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Мой жених, улетая в Прагу заключать сделку, попросил меня "присмотреть" за офисом. Он набрал новых сотрудников, и нужно было помочь им "влиться в работу". К тому же мы вместе придумали весьма сложные, даже дерзкие проекты, а времени на реализацию оставалось не много. Сотрудникам Дима представил меня не в качестве невесты, а в качестве помощника. Он сделал такой выбор не потому, что я - гениальный руководитель, а потому, что его будущая жена не меньше, чем он сам, заинтересована в благополучии и процветании фирмы. <br>Я провела в офисе весь отпуск. Сначала мне хотелось со всеми подружиться, потом - всех уволить, наконец я поняла, что готова сама сделать всю работу. Потому что подчиненные, выполняя одно поручение из пяти, очень убедительно объясняли, из-за чего остальное не удалось. Особенно меня умиляло их искреннее: "Так много дел, мы ничего не успеваем". Я не могла заставить их задержаться на полчаса, чтобы завершить работу, и они это прекрасно понимали. Наша общая проблема состояла в том, что из всей команды только меня искренне волновал результат и только я чувствовала ответственность.<br>К приезду Димы я подготовила два списка. В одном было изложено все, что сделала фирма за две недели, а во втором - кого бы я уволила в ближайшие дни. Первый листочек его взбодрил, второй - ужасно расстроил. Он оказался перед незавидным выбором - либо накануне свадьбы продемонстрировать недоверие к будущей жене, либо... В общем, получалось, что или я - плохой начальник, или нужно вновь обращаться в рекрутинговые агентства.

МОЛИТВА НЕУДАЧНИКА Наши люди любят и, я бы сказала, уважают мифы, позволяющие им оправдывать собственное безделье и бездарность. Один из таких мифов - убежденность в том, что на работу можно устроиться только по блату. Если связей в фирме нет, работа тебе не достанется. Миф второй: женщина может получить приличное место, только переспав с потенциальным начальником (в крайнем случае дав понять, что готова "отработать" позже). Миф третий (логично вытекает из предыдущего): руководителей раздражает, когда женщина приходит наниматься на службу в "непроницаемой" одежде, не позволяющей рассмотреть фигуру и ноги. Таким образом женщина демонстрирует нежелание признать интеллектуальное превосходство мужчины. Миф четвертый: начальство обожает подхалимов. Деловые качества не столь важны, как личная преданность и очевидное для всех обожание руководства. Миф пятый: любой начальник спит и видит, как бы еще унизить своих подчиненных. Миф шестой: я стою огромных денег, а не тех копеек, которые мне платят. ВЗГЛЯД СВЫСОКА У руководителей фирм и организаций абсолютно другое мировоззрение. Они видят две главных беды отечественного бизнеса: настоящих специалистов очень мало, и люди категорически не хотят работать. Наш человек думает, что он работает уже потому, что приходит на работу. Но на самом деле он занимает рабочее место, тратит электроэнергию, эксплуатирует технику. А должен не только отработать все, что на него тратится, но еще и принести прибыль, чтобы оправдать заработную плату. Однако вместо этого подчиненные за пятой чашкой чая горячо обсуждают, как мало им платят, и убеждают друг друга, что за такие деньги можно только "просто приходить в офис". Директор одной весьма серьезной петербургской компании (в штате 255 человек) однажды запретил выплачивать сотрудникам зарплату и ждал, когда же они придут требовать денег. Через две недели пришли выяснять отношения всего несколько человек - те, кто по-настоящему вкалывал. "Остальные в глубине души прекрасно понимали, что платить им не за что", - объясняет директор свое видение этого эксперимента. Современному начальнику не нужно угождать. Единственное, что ему нужно, - это прибыль. Если никто из сотрудников не скажет, что проект, который предлагает шеф, бесперспективный, компания рискует потерять деньги. И если фирма до сих пор не разорилась, значит, там есть люди, которые могут раскритиковать предложения директора. Разумеется, не нужно впадать в крайности и смешивать шефа с грязью, наслаждаясь тем, что вы оказались умнее Самого. Выскажите свое мнение корректно и уважительно. Моя знакомая, едва устроившись на работу, должна была приступить к реализации нового проекта. Она быстро поняла, что шеф, наслушавшись глупых советов, просто погубит прекрасную идею. Ей было страшно возражать ему, и мы вместе четыре раза отрепетировали ее речь. Продумали возможные вопросы и правильные ответы. Ожидали гнева, критики и увольнения. Все получилось не так. Наташа проговорила все свои замечания, уткнувшись в бумажку. А когда подняла глаза, увидела, что ее суровый начальник почти смеется: "Знаете, меня так давно не критиковали. Я уже начал верить в свою гениальность". Связи и блат тоже работают только на этапе становления фирмы. Когда человек начинает дело, а рядом никого нет, он вынужден обращаться к друзьям и родственникам. Но предприятие растет, и "своих" людей, если они не справляются с задачами, постепенно вытесняют профессионалы. Ни один нормальный бизнесмен не станет рисковать делом ради того, чтобы сохранить добрые отношения с племянницей жены или соседом по парте. И наконец, о любви. Соседка моей приятельницы - победительницы одного из международных конкурсов красоты - часто жалуется, что нынче невозможно устроиться на работу. В ее активе законченный на "тройки" педагогический колледж и курсы машинного вязания. Претендует, соответственно, на позицию менеджера с окладом не меньше трехсот долларов: "И никуда не берут, потому что всем начальникам нужен еще и секс, а я этим заниматься не собираюсь", - вздыхает соседка. На что международная красавица, по совместительству кандидат психологических наук и заместитель директора рекламного агентства, сочувственно вздыхает: "Как же мне повезло, что я мужикам не нравлюсь". В этом соседку убедить гораздо легче, чем в том, что руководству от нее нужно не "это", а образование, мозги и опыт работы. А "этим" начальник займется с другими девушками - на деньги, которые умная сотрудница для него заработает. КАК НАБИТЬ СЕБЕ ЦЕНУ Существует стандартный набор рекомендаций: как писать резюме, как вести себя на собеседовании, как обсуждать финансовые вопросы с потенциальным работодателем. Мы избавим вас от банальностей вроде советов прийти на интервью в назначенное время причесанным и накануне много не пить. Остановимся лишь на нескольких деталях. Как себя вести на собеседовании? Во-первых, нужно уметь проявлять культуру общения и уважение к собеседнику. Под уважением подразумевается, например, умение слушать собеседника. Во-вторых, вам понадобится самоуважение. Никакой аутотренинг не избавит вас от волнения и страха. Не нужно всю ночь перед интервью твердить, пугая домочадцев: "Я спокоен, я абсолютно спокоен!!!" Все равно не поможет. Единственное спасение - уважать себя за опыт и знания. Да, вы не все умеете, но вы готовы учиться, обретать новые навыки. Наконец, в-третьих, на собеседовании нужно умело продемонстрировать свой профессионализм. Насколько вы ориентируетесь в вопросах, которыми вам предстоит заниматься, какие у вас есть наработки и заслуги в этой области. Нужно предъявить свою компетентность. И об этом позвольте сказать чуть подробнее. И в резюме, и в интервью придется назвать свои сильные стороны, подчеркнуть профессионализм. Здесь самое главное - попасть в точку. Потому что ценность ваших деловых качеств напрямую зависит от того, какую именно работу и какие перспективы вам собираются предложить. Сегодня многие фирмы набирают персонал с расчетом, что новые сотрудники будут быстро продвигаться и профессионально расти. Значит, их интересуют потенциальные возможности кандидатов, их способность обретать новые навыки, проявлять инициативу, брать на себя ответственность. Совершенно другие требования к тем, кому хотят поручить техническую работу. Работодателю нужна четкость, педантичность, исполнительность, дисциплина. Значит, прежде чем рассказывать о собственных достоинствах, поймите точно, на какой позиции вас видят в этой компании не только сейчас, но и через год. На любом собеседовании один из самых щепетильных вопросов - о зарплате. Работодатель спрашивает, предвкушая, как неловко будет чувствовать себя кандидат: сколько вы хотите получать? Странно, об этом вопросе знают все, кто идет на собеседование, но большинство из них теряются и не могут внятно ответить, боясь завысить или занизить цену. На самом деле цифру нужно знать заранее. Желательно выяснить, сколько вообще платят в данной конторе. Знание средней стоимости в городе таких специалистов, как вы, тоже не помешает, но скорее следует ориентироваться на среднюю зарплату именно в этой фирме. Сегодня в Петербурге работают организации, где юристы могут получать три тысячи долларов и три тысячи рублей. Такая же разница и в зарплатах компьютерщиков, бухгалтеров или секретарей. Сумму называйте открыто и спокойно. Не нужно кокетства и излишней скромности. Некоторые работодатели, когда им называют маленькую сумму, просто прекращают переговоры. Им не нужны люди, которые оценивают себя так дешево. Или эти люди не понимают, о какой серьезной работе идет речь. "Разве я могу доверить проект на 100 тысяч долларов человеку, который получает 300 баксов в месяц?!" - вполне логично объясняют руководители компаний. Кстати, о московских бизнесменах по этому поводу говорят, что "руководство компаний уже проявляет готовность делиться прибылью". Даст Бог, и до Петербурга такая мода докатится. И еще один совет - для тех, кто успешно прошел собеседование, хорошо поработал и заслужил поощрение. Как сказать шефу, что пора повысить зарплату? Не обижайтесь, но первое, о чем вы должны в таком случае подумать: насколько оправданы ваши претензии? Если вы уверены в справедливости своих требований - идите к начальству. Но помните, что строить разговор следует в конструктивном русле. Не нужно эмоций и восклицаний: "Сутками работаю, света белого не вижу, жену с детьми в лицо перестал узнавать!" И ненависти к начальству тоже не надо. Подробно изложите все, что вами сделано за последние месяцы, отметьте, насколько увеличился объем работ, и добавьте: "Мне кажется уместным повышение моего оклада на 50 процентов". Впрочем, лучше оговаривать повышение заранее, а не задним числом. У нас ведь как чаще всего случается: начальник нагружает подчиненного новыми обязанностями, тот злится, возмущается дома, но молчит и терпит. Потом в самый неудачный момент его прорывает: "А вам не кажется?!." Но шеф уже и не помнит, что когда-то вы работали меньше. Он привык, что вы делаете столько работы за прежнюю зарплату. Значит, когда вас вызывают к руководству, чтобы обсудить предстоящий план работ, и вы понимаете, что ваше участие в жизни фирмы существенно растет, то, записав пожелания шефа, доброжелательно, но не заискивающе произносите: "Полагаю, это увеличение нагрузки отразится на моей зарплате". Не ждите авансов. Когда работа будет выполнена, придите с отчетом и продемонстрируйте результаты - чтобы начальник убедился, что вы заслужили повышения. ПРОЦЕНТ ДУРАКОВ СРЕДИ НАЧАЛЬНИКОВ Все вышесказанное вовсе не означает, что все начальники - настоящие профессионалы и трудоголики, думающие исключительно о пользе дела. Да, и среди таких - трудолюбивых - на вашем пути могут встретиться люди совершенно не умные, а значит, не самые нужные в вашей жизни люди. Кажется, в комедии "Игрушка" человека уволили с работы, потому что хозяину показалось, что у него потные руки. А хозяйка одного косметического салона убеждала меня, что никогда не примет на работу человека со сросшимися бровями. "Считается, что он будет подсиживать начальство", - поделилась она со мной последними достижениями научной мысли. Ну и скажите на милость, зачем вам начальница-самодурка (помните "Служебный роман"?). Скажите спасибо природе, что наградила вас такими бровями и спасла от взбалмошной идиотки. Представляете, если она потом вычитает где-нибудь, что мужчины, всегда надевающие галстук, - скрытые маньяки? Не исключено, что ваши критические замечания будут приняты в штыки, ваше предложение о повышении зарплаты вызовет гнев. Значит, у вас не настоящий начальник - моральных уродов в креслах руководителей тоже достаточно. Но ведь и крепостное право у нас отменили, слава Богу, в позапрошлом веке. В такой организации вам не просто будет тошно, у вас нет никаких перспектив. Фирма под начальством самодура, которому нужны подхалимы, не имеет будущего. Вы не сделаете здесь карьеру, вам не поднимут зарплату. Тогда зачем вы здесь сидите и перемываете косточки руководству? Не ждите, что все однажды изменится. Просто уходите. Не следует инвестировать свой интеллект в бесперспективный бизнес. В конце концов, вспомните народную мудрость: каждый человек имеет такого начальника, какого он заслуживает.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.