ДВА ЛИЦА ЭРМИТАЖНОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Вчера в Аполлоновом зале Зимнего дворца состоялось открытие выставки под названием "Арсиноя или Клеопатра?".

Мимо такой экспозиции трудно пройти хотя бы потому, что вопрос, сформулированный в ее заглавии, провоцирует, требуя ответа. Вот только что ты шел мимо, не терзаясь ничем, а теперь уже озадаченно опрашиваешь окружающих - Арсиноя или Клеопатра, Клеопатра или Арсиноя, а может, был кто-то третий? Подписи к музейным экспонатам: скупая информация - название, имя автора, материал и ряд цифр (дата, размеры, инвентарный номер). Кто их читает? Кому они нужны по большому счету? Нет, конечно, бросишь взгляд иногда - мол, кто это да откуда. Но часто посетители так и проходят по залу, даже не заинтересовавшись скромной табличкой. А между тем какая драма поистине шекспировского размаха скрывается иногда за этими сухими строками. Приоткрыть лазейку в мир исследовательской работы (а исследования египтологов и вовсе можно приравнять к волшебству) и призвана новая выставка в Эрмитаже. Клеопатра известна всем, как и некоторые другие имена из истории Древнего Египта (стандартный школьный набор с Нефертити и Хеопсом). А вот об Арсиное, жившей на несколько веков раньше, вряд ли слышали те, кто не интересовался особо династией Птолемеев. Хотя именно Арсиноя II долгое время почиталась как идеальная царица, и именно ей подражала Клеопатра VII. Головокружительные истории жизни обеих (на зависть создателям сериалов) имеют любопытные параллели. Так, обе царицы были замужем за родными братьями (была у фараонов такая традиция - чего власть в чужие руки-то отдавать), обе преуспели в плетении заговоров с целью избавиться от соперников и/или соперниц, вокруг обеих лилась кровь и курился фимиам. Естественно, обе надолго остались в памяти потомков. Увековечивать память египтяне предпочитали в камне - так оно надежнее, на века. Но при этом, глядя на статуи, не думайте, что вот так выглядел тот или иной фараон. Египетская манера изображения предполагает условность и символичность, скульптуры могли различаться лишь подписями. При этом, как правило, скульптурные фигуры были частью оформления храмов. Храмы разрушены, статуи вывезены - и подписей к ним нет. Работа исследователей при этом должна отличаться ювелирной точностью: по мелким признакам определить эпоху, династию, а может, даже личность изображенного. Эта статуя вообще отличается темным прошлым: как она попала в Петергоф, неизвестно. Изучать ее стали лишь в XX веке. Да и тут оказалось не все просто. Итак, смотрим на табличку: Клеопатра VII, 51-30 гг. до н. э., Египет, черный базальт, высота 1,05 м. Эти сведения - новый поворот в "клеопатроведении", и со стороны куратора выставки, доктора исторических наук Андрея Большакова, определенный шаг. Ведь долгое время считалось, что это статуя Арсинои II. Такая версия основывалась на раздвоенной форме рога изобилия, который царица держит в левой руке - раздвоенный рог был именно ее атрибутом. Но одного признака, согласитесь, маловато. После выставки "Клеопатра Египетская: от истории к мифу", объехавшей Рим, Лондон и Чикаго, появилось мнение, что все-таки это Клеопатра. Дело в том, что голову скульптуры украшает завитой парик с тремя змеями-уреями на лбу. А это признак Клеопатры VII. Поскольку же она подражала своей великой предшественнице, то заимствовала ее атрибуты, в их числе характерной формы рог изобилия (это подтверждают монеты и перстни, представленные на выставке). Кроме того, нос статуи большеват для классических пропорций, Клеопатра же отличалась большим носом. Это основания для новой версии. Да, атрибуция не стопроцентна, неопровержимых доказательств нет, да и откуда бы им взяться. Но суть этой выставки не в том (или не только в том): просто после таких экспозиций и жалеешь, что не подался в египтологи, чья жизнь полна загадок и тайн.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.