НУ СОВСЕМ "ДРУГОЙ ТЕАТР"

Зрителям "Балтийского дома" зададут перца

Год назад по городу были расклеены афиши ХI международного фестиваля "Балтийский дом". Символом главной темы фестиваля - "Учитель и ученик" - стала запомнившаяся всем фотография: пухлые ножки младенца, поддерживаемые широкими мужскими ладонями. Эмблема нынешнего, ХII фестиваля "Балтийский дом" резко контрастна предыдущей. Вместо трогательных младенческих пяточек на афише вопросительным знаком изогнулся красный перец. Да, тот самый, от которого во рту обычно начинается пожар. Вопросительный знак присутствует и в названии темы - "Другой Театр?". Другой театр, как объясняют организаторы популярного фестиваля, рождается вне официальных классических представлений о театре, это театр, существующий в подвалах и на чердаках, в зрительных залах на несколько десятков человек. Но даже если такой театр появляется на вполне благополучных сценах и создается весьма именитыми художниками, он эпатирует, провоцирует, шокирует, злит. Он использует новые технологии, современные мультимедиа, непривычные свет, звук и ритм. Этот театр принято называть экспериментальным, и именно в его ретортах и пробирках рождается сегодня театр ХХI века. "Другой Театр" может раздражать, как перец, но он же подчас восхищает и манит, потому что всегда интересно заглянуть в будущее. В этом смысле тема фестиваля, как обычно, попала "в яблочко". Но сама по себе тема "не сделает" фестиваля. Его нужно сочинить, как сочиняют пьесу. И тут можно, взглянув на афишу, почти безошибочно предсказать, что нынешняя фестивальная "пьеса" полна интриг, неожиданных поворотов, острых конфликтов. Нам предстоит впервые увидеть спектакли современной европейской режиссерской элиты - немца Томаса Остермайера и поляка Гжегожа Яжины и постановки давно полюбившихся нам Ионаса Вайткуса из Литвы, Алвиса Херманиса из Латвии и бывшего ленинградца, а ныне известного москвича Камы Гинкаса. Рядом с ними на афише обойма режиссеров - наших земляков, постановщиков целого ряда ярких спектаклей, - Владимир Туманов, Лев Эренбург, Андрей Прикатенко. Единственное привычное имя, которое не найти на нынешней афише фестиваля, - это Эймунтас Някрошюс. Многие годы его спектакли составляли главную интригу "Балтийских домов". На его постановки ломились и стар и млад. Но администрация театра-фестиваля и тут нашла выход. 25 и 26 сентября состоится первое публичное представление эскиза первой части спектакля по поэме Кристинаса Донелайтиса "Времена года. Радости весны". Это совершенно необычный материал для одного из ведущих мастеров европейского театра, эпос, написанный гекзаметром. Здесь нет ни героев, ни сюжета, но можно с уверенностью сказать, что "другой театр" Някрошюса окажется, как и весь фестиваль "Балтийский дом", событием мирового уровня.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.