ПРИСТАНЬ НА ПУТИ В ОНЕГУ
Сколь часто в нашей жизни "погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех" - просто по Шекспиру. Недалеко от Свирьстроя на берегу дивного озера расположено симпатичное, но бесхозное деревянное строение - по замыслу трактир с номерами для ночлега, с кафе... Идея классная на фоне дефицита гостиничного сервиса, а прогорели люди. Не просчитали, не продумали, не справились. И когда после этого заброшенного домика и замусоренного (по-свински ведущих себя людей повсюду хватает) берега приезжаешь в Свирьстрой - как-то легче делается на душе. Хотя все по песне - "на душе и легко, и тревожно".<br>Замыслов "с размахом" здесь, в сущности, нет. Есть причал. Есть поселок. И есть история, перемешанная с настоящим временем. Новгородские лодьи и дракары викингов, прошел по Свири Петр Великий, повелевший основать ниже по течению Олонецкую верфь. Первый проект создания электростанции в 1916 году. И закладка первого камня в знак строительства ГЭС в 1927 году, куда приезжали Киров с Калининым. Кирова, как везде на Северо-Западе, здесь любили. И памятник в поселке поставили.
Оригинальное инженерное решение, придуманное академиком Графтио, помогло построить гидроузел на глинистых грунтах, что считалось в принципе невозможным. Устроили шлюз (для многих, кто хотя бы в детстве по воде на теплоходе путешествовал из Питера на Валаам - см. материал Галины Артеменко, - проход через шлюз впечатлением был незабываемым). И все это кирками и лопатами, с тачками и прочим простейшим инвентарем... Там, где до этого была натуральная тайга со зверями, реки и озера с обилием рыбы. 19 декабря 1933 года Свирская ГЭС дала первый ток. А сейчас она практически не работает - по сравнению с теми годами уровень воды в Свири снизился (возможно, и тотальная мелиорация тому способствовала, не к ночи будь помянута). В поселке живет около тысячи человек, среди них на самой ГЭС занято всего ничего. Стоило ли пугать в свое время лосей и медведей, разворачивая стройку века?
...Подъезды к Дому культуры загородили два грузовика. В одном - прямо за рулем сидит симпатичная большая собака, водитель вышел. Все не просто так - в Свирьстрое празднуется первая в этом году свадьба, а машины поставили так, чтобы не выехала легковушка с женихом и невестой, чтобы, по обычаю, затребовать выкуп. Вот и выходит из ДК парень со своей нареченной на руках, оба красивые, веселые. А глава поселка Анатолий Свинцов радуется: "У нас здесь давно такого не было..." Демография-с, печальная штука, хотя в последние годы и обнадеживающая...
Бывший типовой продмаг превращен... в православный храм. И как интересно зазвучала его прежде скучная архитектура! С пристроенным куполом, с крестом, среди осенних деревьев, в тишине... И вспоминаешь, что совсем рядом - уж вовсе уникальное, захватывающее дух: Александро-Свирский монастырь. Об этом монастыре и об этом святом - Александре Свирском - я, не будучи ревностной и истовой христианкой, готова рассказывать до бесконечности, об этом - когда-нибудь попозже. Подготовиться нужно, собраться. А здесь, в Свирьстрое, пристань, где останавливаются большие круизные теплоходы на несколько часов, и экскурсионная программа ведет туда, к российскому святому вепсской национальности.
Свирь. Водный простор. Кайма темных лесов. Большой теплоход с дорогими ресторанами и барами, со снующими матросами и ленивыми туристами. Ленивые-то ленивые, а выходят на причал и идут дальше - а на берегу постоянная ярмарка. Сначала просто так подходили к берегу бабушки-торговки. Кто с вязаными носками, кто с солеными огурцами, кто со всякими сувенирными самоделками. И люди, потратившие немало денег на путешествие по воде - Питер, Москва, Нижний, - не скупились потратить пару десятков рубликов - на память.
Сейчас здесь нормальная цивилизованная торговля изделиями народных промыслов. Замечательные льняные рубашки, кухонные прихватки и куклы на чайники, вовсе прелестные куколки с нежными фарфоровыми личиками в расшитых кокошкниках и сарафанах (или, наоборот, в кринолинах и шляпках), лоскутное шитье, кружевные скатерти... Упорядочил всю эту торговлю частный предприниматель Сергей Романов. Бывший "цеховик" - штаны шил, а потом забрался к нам на север из глубины России. Получилось предприятие, которое не только дает хлеб здешним мастерам, но и платит налоги в казну.
И сходят с трапа иностранцы, желающие воочию, вблизи посмотреть на эту странную и притягательную Россию. И приходят в гости к хитреньким бабушкам, показывающим печку, а также "скворечник" во дворе. "А зимой?" - "И зимой..." - "?!" Экстрим-тур, будет о чем рассказывать.
Нет бы здесь - нормальные кафешки, рыбный ресторанчик, сувенирный магазин (пока палатки под открытым небом, правда, сейчас уже в планах модернизировать эту площадку и сделать попригляднее). Да не стала я советовать всего этого тем, кто своими руками, своей головой реально зарабатывает деньги здесь. (Речь не только о сувенирах, а поддержание пристани в рабочем состоянии, забота о ней - навигация у нас северная, не долгая, а кормит круглый год здешних людей). Пристань сама - федеральная, но из центра ею никто не управляет, брошена на произвол судьбы. А инфраструктура на пристани - да кому она нужна? Если на борту все цены как на берегу, только в у. е., кому нужно, чтобы, спустившись на берег, человек спокойно поел-попил? Пусть будет экстрим для иностранцев с деревянными сортирами...
Обидно, право. И вместе с тем нет чувства отчаяния. Здесь есть движение и жизнь, ГЭС замерла, но с судоходством все в порядке, и проникновение в систему свирских шлюзов по-прежнему поражает воображение путешественников, и природа здесь невероятно хороша, и фарфоровые куколки улыбаются с прилавков... Будет время, когда не придется здешним хитреньким бабушкам показывать иностранным гостям убогие деревянные сортиры. Обойдутся иностранцы без экстрима.