EARLYMUSIC: ДАЕШЬ ПЯТИЛЕТКУ В ТРИ ГОДА!
В этом году международному фестивалю Earlymusic исполняется 5 лет.
Директор фестиваля Марк де Мони вспоминал на пресс-конференции, как в 1998 году, когда он был еще руководителем культурных программ Британского совета, на какие-то случайно оставшиеся деньги по инициативе Андрея Решетина, который сейчас является художественным руководителем фестиваля, были приглашены первые музыканты, исполнявшие старинную музыку. И несмотря на полное отсутствие рекламы (так как денег уже не было), залы были полны, а пришедшая на концерты публика не была сугубо филармонической. С тех пор кое-что осталось неизменным, а именно - аншлаги, аудитория, которая, однако, год от года расширяется, и нехватка денег.
В этом году фестиваль приобрел новое название, а с ним - четкую концепцию (в буклете, посвященном сезону этого года, она даже поименована манифестом). Андрей Решетин попытался объяснить, что кроется за новым именем Earlymusic и почему они отказались от старого, всем привычного "фестиваль старинной музыки". В нашей стране исполнение старинной музыки начиналось полуподпольно, как и многое новое и интересное в СССР, это был еще один вид андеграунда. Однако сложилась такая обстановка, что в исполнители такой музыки уходили те, у кого не сложилась академическая карьера, то есть, если выражаться своими словами, непрофессионалы. И потому со словосочетанием "старинная музыка" стало ассоциироваться слово "старая" (продолжите ряд - музейная, пыльная, захламленная, никому не интересная). Такого "шлейфа", который тянется из прошлого, фестиваль, конечно, стремится избежать. Определить, что такое Earlymusic, можно через отрицание: "Если человек просто садится за клавесин и открывает старинные ноты, то это не Earlymusic! Это все равно что надеть на себя камзол и парик и объявить себя человеком XVIII века", - гневно отрекся Андрей Решетин.
Прежде всего для Earlymusic требуется набор определенных знаний, и эти знания уже можно (сложно, но можно) получить в России. Этим занимается пока не организованная формально, но уже активно действующая AXL Академия (названная так в честь Бориса Аксельрода, художника и философа, повлиявшего на развитие Earlymusic в 70-е годы). Главной ее задачей является, по словам Андрея Решетина, "создание базы, на которой бы появилось новое поколение музыкантов, которые бы играли Earlymusic". Как во время фестиваля, так и в течение всего остального года академия проводит лекции и мастер-классы, сподвигает своих студентов на работу в архивах, а в дальнейшем надеется отправлять их на стажировку в различные города мира.
Но сформироваться должны не только музыканты, но и музыкальные критики, и... публика. "Петербургу крупно повезло, и надо, чтобы Петербург это понял", - сказал директор фестиваля Марк де Мони. 10 концертов, которые запланированы на период с 27 сентября по 12 октября, представляют исполнителей мирового уровня. "На каждый из этих концертов стоило бы съездить в Европу. Но и в Европе на фестивале вы встретите максимум 5-6 настолько звездных ансамблей", - подчеркнул Марк де Мони. Конечно, пока в городе нет наплыва туристов, которые приезжают специально на фестиваль Earlymusic, для этого нужно более тесное сотрудничество с турагенствами, но внимание в Европе уже завоевано - сюда специально едут журналисты, концерты будут записаны и переданы на радиостанциях стран Европейского союза.
Кстати, о планах на будущее. К юбилею фестиваль готовит совместную с голландским фестивалем в Утрехте и фестивалем Потсдам Сан-Суси постановку оперы Джованни Паизиелло "Мнимые философы". В сентябре следующего года опера будет представлена на сцене Эрмитажного театра, для которого она и была написана придворным композитором Екатерины Великой Джованни Паизиелло.
Как это ни странно, но насчет фестиваля у петербургской публики сложились некие стереотипы. Например, о том, что он проводится иностранцами. Как уже было рассказано выше, инициатива исходила от Андрея Решетина, петербургского музыканта с академическим образованием, пришедшим к Earlymusic через увлечение рок-музыкой (5 лет он играл в группе "Аквариум"). Ну а тому, что фестиваль поддерживают генеральные консульства Королевства Нидерланды (генеральный консул Хенри Эвераас присутствовал на пресс-конференции и сказал несколько теплых слов), Италии, Финляндии, Французский институт и Гете-институт в Санкт-Петербурге, надо бы только радоваться. Ведь из этих стран приезжают исполнители и ансамбли дарить нам искусство Earlymusic - и консульства финансируют их приезд (бюджет фестиваля на 30% состоит из их поддержки). К тому же Петербург всегда был многонационален, на его культуру, его облик повлияли представители всех европейских, и не только европейских, стран, но при этом город сохранил собственное лицо. Так что такая фобия просто неуместна.
Если уж говорить о бюджете, то еще на 10% он складывается из продажи билетов. Цены на них пытаются удерживать максимально низкими. Как понимаете, выходит с трудом. Все остальное оплачивают спонсоры. И фестивалю международного уровня, естественно, не хватает настоящей поддержки - руководства города, правительства, страны. Ведь фестиваль, проходящий в нашем городе, на данный момент - крупнейший в Европе. Участие в нем - престижно. Такие события определяют сегодняшнюю культурную атмосферу Петербурга. Как сказал Марк де Мони, "преимущество нашего фестиваля - само пространство города, контекст дворцов барокко и раннего классицизма". Но надолго ли хватит сил вытаскивать это мероприятие, образно говоря, в одиночку?
Все еще помнят лозунг "Пятилетку - в три года!". Хотелось бы, чтоб такими темпами развивались именно подобные мероприятия.
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ
• 27 сентября в Дворянском собрании (Михайловская улица, 2) Фрайбургский барочный оркестр / Freiburger Barockorchester.
• 29 сентября в Доме Энгельгардта (Невский проспект, 30) Гвидо Балестрачи и консорт виол да гамба.
• 1 октября там же - Ле Парламент де Мьюзик / Le Parlement de Musique.
• 3 октября там же - Андрей Решетин и Ирина Шнеерова.
• 5 октября в Павловском дворце (Павловск, ул. Революции, 20) Лондонское фортепианное трио / London Fortepiano Trio.
• 6 октября снова в Доме Энгельгардта выступят Жерар Лен и Иль Семинарио Музыкале / Gerard Lesne and Il Seminario Musicale.
• 8 октября там же - Жорди Саваль и Гесперион XXI / Jordi Saval and Hesperion XXI.
• 9 октября в Государственном Эрмитаже (Дворцовая набережная, 34) - Густав Леонхардт / Gustav Leonhardt.
• 12 ОКТЯБРЯ В БОЛЬШОМ ДВОРЦЕ ПЕТЕРГОФА (ПЕТРОДВОРЕЦ, РАЗВОДНАЯ УЛ., 2) ОРКЕСТР ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ.