МАШИНА ИЗ ДРУГОГО ВРЕМЕНИ
29 сентября питерский трамвай отмечает юбилей: исполняется ровно 95 лет с момента, когда первая "электроконка" побежала по улицам северной столицы. Настанет ли день, когда пробежит последняя?
О борьбе с самым народным видом из всех видов общественного транспорта, развязанной питерской администрацией на рубеже тысячелетий, сказано много и добавить, в принципе, нечего. Приносящему "многомиллионные убытки" и "разрушающему фундаменты" трамваю определили место в прошлом веке. "Бесшумные" рельсы, проекты высокоскоростных и монорельсовых линий, с одной стороны, призваны были убедить обывателя в светлом будущем наземного электротранспорта. С другой - тот же обыватель видел, как безжалостно обходятся с путями - особенно в историческом центре. Перспективы и реальность: на словах "Петербург не мыслим без трамвая", а на деле, похоже, только так чиновникам и мыслится. За несколько лет демонтированы десятки километров трамвайных путей, не утихают разговоры о необходимости глобальной разгрузки города от "морально и технически устаревшего" вида транспорта.
В то же время трамваи продолжают курсировать по питерским улицам - для многих горожан северная столица действительно не мыслима без "рогачей". Трамвай жил вместе с городом на Неве. "Американки", "слоны", "стиляги" и "аквариумы" вместе с километрами пробегали годы: носили на бортах социалистические лозунги и призывы к борьбе с "врагами народа", упирались в отряды немецкого авангарда, замерзали вместе с ленинградцами в блокадные дни. Пережили многое для того, чтобы оказаться лишними в новом Петербурге. Столкнуться, так сказать, с прозой жизни - "не эффективно, и все тут".
Об эффективности можно (и нужно) поспорить, но споры оставим на потом - сегодня у трамвая праздник. Отпразднуем его вместе: 29 сентября на углу Садовой и Невского пройдет парад старинных и современных вагонов.
Трамвай приглашает всех.