О ЧЕМ НЕ УЗНАЛ МИНИСТР
Вчера ректоры петербургских вузов надеялись встретиться с министром образования России Владимиром Филипповым, приехавшим в наш город. Речь должна была идти об отношении ректорского корпуса к модернизации образования. Руководители вузов заготовили много гневных речей, однако министр на встречу в Смольный не пришел, так как общался в соседнем здании с учителями школ Ленинградской области. Поэтому ректорам не оставалось ничего другого, как поделиться своими тревогами с губернатором Петербурга и еще раз "сверить позиции".
Большинство ректоров питерских вузов весьма скептически относятся к преобразованиям, которые происходят сегодня в системе средней и высшей школы. Наибольшие сомнения вызывают единый государственный экзамен (ЕГЭ), идея подушевого финансирования (государственные именные финансовые обязательства) и государственное задание, которое грозит заменить традиционные контрольные цифры приема абитуриентов. "Перед нами ставят задачу повысить качество образования, сделать высшее образование более доступным для жителей регионов и найти возможности для увеличения финансирования вузов, - говорит председатель совета ректоров вузов Санкт-Петербурга Виктор Романов. - Но у нас отработана и успешно действует система, решающая все эти задачи. В этом году из 28 тысяч студентов, принятых на первый курс, 11 тысяч - иногородние ребята, причем большинство поступили на бюджетные места. У нас работает Межрегиональная ассоциация дополнительного образования, в филиалах, открытых в регионах страны, занимаются одиннадцатиклассники, к ним выезжают преподаватели наших вузов. За год таких занятий мы существенно поднимаем образовательный уровень этих ребят".
Ректоры считают, что, несмотря на эксперименты, которые проходят сегодня в стране, Санкт-Петербург должен иметь право на автономию, а чиновникам, прежде чем внедрять новые идеи, следует изучить опыт петербургской высшей школы. Наш город - единственный регион Российской Федерации, имеющий собственный закон о развитии высшей школы Санкт-Петербурга на 2002-2005 годы. "Нужно убедить министра образования, что регионы, насыщенные интеллектуальным потенциалом, должны жить по-другому, с опережением, показывая пример всей стране", - убежден ректор Педагогического университета Геннадий Бордовский.
Между тем петербургским вузам вряд ли удастся "закрыться" от экспериментов. Председатель комитета по науке и высшей школе Александр Викторов считает, что оспаривать эксперимент бесполезно, так как он уже перешел в стадию реализации. Действительно, в Петербурге и Москве не будет проводиться эксперимент по введению единого государственного экзамена, но в этом году ЕГЭ пройдет в школах Ленинградской области. Будут ли принимать результаты ЕГЭ наши вузы? "Этот вопрос становится принципиальным для петербургских вузов, если учесть, что учебные заведения Новгородской, Псковской, Архангельской, Мурманской областей принимают результаты ЕГЭ, - заметил председатель комитета по науке и высшей школе. - Не реагировать на это - значит потерять очень много абитуриентов".
Еще одна проблема, всерьез волнующая ректоров, - несостоявшееся повышение стипендий. Министр образования на одной из встреч с активистами студенческих организаций обещал увеличить стипендии с 1 сентября. Никакого повышения не произошло, и студенты просили донести до министра, что готовы действовать весьма активно. "Выступления студентов будут обязательно", - опасается ректор СПбГУ Людмила Вербицкая. Губернатор обещал поднять этот вопрос на ближайшем заседании Госсовета. Он предложил ректорам подготовить материал по всем проблемам, о которых шла вчера речь и о которых вчера не узнал министр.