ОН ПОХОЖ ТОЛЬКО САМ НА СЕБЯ
Так уж повелось, что ленинградцы, петербуржцы ревностно наблюдают за судьбами "своих" политиков, артистов, по воле обстоятельств, предначертанию жизненного пути оказавшихся в столице. Сетуют на неудачи, радуются успехам, хранят верность и с гордостью называют "наши" - Наталью Тенякову и Ольгу Волкову, Сергея Юрского и Виктора Гвоздицкого...
Благодарная и взыскательная ленинградская публика помнит актерские работы Виктора Гвоздицкого на сцене Театра Комедии, в те времена еще не носившего имя Николая Акимова, Большого драматического театра, тогда еще имени Горького, Малого драматического театра, еще не удостоенного высокого звания Театра Европы, где актер впервые встретился с драматургией Т. Уильямса "Стеклянный зверинец" в постановке Генриетты Яновской...
Более чем за пятнадцать лет московской жизни народный артист Виктор Гвоздицкий, по общему признанию критиков, стал "одним из лучших артистов современной России". Спектакли с его участием в главных ролях в постановке режиссеров Олега Ефремова, Михаила Левитина, Николая Шейко, Камы Гинкаса, Юрия Еремина, Романа Козака широко освещены прессой, полюбились публике и, несомненно, войдут в летопись театра конца ХХ века.
В начале нового столетия "судьба подарила артисту", как он сам признается, встречу с художественным руководителем Центра имени Всеволода Мейерхольда - Валерием Фокиным, органично сочетающим в себе два противоречивых начала - волю созидателя и энергию разрушителя. Созидание на основе великих традиций, разрушение рутинной пошлости, косности, лжетрадиций.
Минувшим летом в рамках художественно-исследовательской программы "Антонен Арто. Новый век" состоялась премьера "Арто и его двойник" по пьесе В. Семеновского, первый спектакль В. Фокина в Центре имени Всеволода Мейерхольда, художник А. Боровский (Арто - Виктор Гвоздицкий, Двойник - Игорь Костолевский).
В этом сезоне народный артист Валерий Фокин начал воплощение пятилетнего проекта "От традиционализма к новаторскому театру" постановкой на сцене Александринского театра "Ревизора" в редакции В. Мейерхольда и М. Коренева (1926). Премьера спектакля 6 октября будет представлена на фестивале "Балтийский дом".
30 сентября Виктору Гвоздицкому исполняется 50 лет, из них 30 лет он на сцене.
Поздравляя артиста с юбилеем, Валерий Фокин поделился и своими размышлениями о совместном творчестве:
- Я с Виктором Гвоздицким познакомился всего более года назад. Хорошо его знал из зрительного зала, видел на сцене, всегда почитал за очень интересного, необычного, оригинального актера, но никаких творческих, рабочих контактов у нас не было. Когда возникла идея создания спектакля об Арто, я сразу же решил, что должен играть он.
В процессе работы над Арто, которая потребовала больших сил, душевных прежде всего, мне стало очевидно, что мы имеем дело с актером-явлением. Не просто с хорошим актером, который способен решить те или иные задачи, но актером, индивидуальность которого является уникальным даром. Ему подвластна, как мы называем, внешняя и внутренняя техника.
Определенный опыт - поскольку я работал со многими нашими русскими актерами и большими актерами за рубежом - позволяет с уверенностью говорить - это очень редкий дар. Мне бы не хотелось его сравнивать с кем-либо, потому что Гвоздицкий похож только сам на себя.
Прежде всего артист уверенно себя чувствует в плане "проживания" внутренней, психологической жизни. Это было свойственно на протяжении многих лет актерам школы Художественного театра, недаром он был любимейшим артистом О. Н. Ефремова. А с другой стороны, ему подвластна острая эксцентрика, резкое внешнее выражение рисунка роли. Он чувствует форму не заданно, насильственно, а свободно, как бы изнутри. Не случайно актер прекрасно работает в спектаклях по произведениям Гольдони, Гоцци...
Всегда очень приятно встречать умного артиста. Это, кстати, большая редкость.
Сценическое дарование и личностные качества не всегда совпадают. Бывают случаи, когда актер в жизни зауряден, банален, а выходит на сцену - преображается, и возникает впечатление, что перед нами Сократ, Спиноза... Кажется, что он прочитал тысячи книг об этой роли. Актерская интуиция, актерский дар убедительности заставляют ему поверить. Таких артистов - и даже крупных - немало. Очень редко, когда актер соединяет то и другое, когда ты можешь с ним рассуждать о роли, анализировать, говорить о театре, вообще говорить о жизни. У Гвоздицкого глубокие чувства, острое восприятие, что обнаруживает живой ум, знания. Он очень много знает, он читающий артист. Еще он блистательно пишет, особенно рассказывая о театральных стариках, актрисах.
Я получал огромное удовольствие, когда мы анализировали роль Арто в застольный период работы над спектаклем. Очень важно не просто разбирать роль, а суметь подключить память ассоциативную, когда неминуемо начинаешь рассуждать и думать вслух и о жизни, и о театре, и о самом Арто, и о том, зачем театр. Вот здесь с ним было необыкновенно интересно, потому что наш разговор всегда выходил за профессиональные рамки и становился разговором-рассуждением о жизни, о смысле искусства. Я повторяю, это было невероятно интересно. Редкий дар - быть умным и в жизни, и на сцене, сохраняя при этом живую веру, непосредственность, даже наивность.
Еще одно соображение, которое, на мой взгляд, явно выделяет Виктора Гвоздицкого. В наше время, такое сложное и трудное, мы все испытываем серьезную атаку со стороны пошлости, как я ее называю, во всех многообразных выражениях: масса соблазнов, увлечений материального характера и не только, когда подстерегают разного рода ловушки, уводящие от серьезности в искусстве, в жизни. Он один из очень немногих, которые на это не поддаются, из тех нежных, о ком говорил Мейерхольд, что они не работают, а служат театру. Служба с большой буквы, когда не безразлично, зачем ты выходишь на сцену, не безразлично, почему ты этим занимаешься. Артист рыцарски, ответственно относится к своей профессии, несет ее, может быть, подсознательно, но ощущает как некую миссию. Он любит театр, старинный театр, который являет собой поколенческую семью, где передают традиции, берегут вещи; верит в то, что здание имеет свою ауру, свою атмосферу. Эта аура живет по незримым законам судьбы - бывают периоды лучше, плохие, хорошие... Старые вещи, фотографии, пожелтевшие афиши, гримерки, сохраняющие память о тех, кто прежде в них сидел, - все это создает энергетическое поле, влияет на состояние, которое потом возникает на сцене во время спектакля. Гвоздицкий в это верит, относится серьезно и ценит такие традиции. Тяга к хорошей театральной традиции в нем очень сильна. Я подозреваю, что ему больше нравится, когда открывается занавес, когда хороший зал, когда не надо на расстоянии вытянутой руки от зрителя себя обнажать и себя раскрывать. Чувство традиции у него живое, искреннее - это главное.
За полтора года тесного общения я понял, что Виктор - замечательный человек, что тоже качество весьма редкое. Он хороший товарищ, проявляет заботу о друзьях. Я был поражен, когда узнал, что он с премьерой поздравил всех артистов какими-то подарками, открытками. К этому можно отнестись с юмором, мы этим теперь не занимаемся, к сожалению. Но тоже ведь традиция - знаки, которые доставляют радость друг другу. Актеры из МХАТа говорят о нем в высоких тонах, хотя не думаю, что он такой уж мягкий человек.
Пятьдесят лет - для актера расцвет, наш юбиляр в очень хорошей форме. Есть целый ряд мощных ролей, которые просто ждут Виктора Гвоздицкого. А у меня конкретные творческие планы нашей в будущем совместной работы. Только здоровье да творческая удача, а это практически счастье.