ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОВЕТСКОЙ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ЖИЗНИ

В редакции журнала "Нева" и в Фонтанном доме прошли презентации книги Ирэны Вербловской "Горькой любовью любимый. Петербург Анны Ахматовой". Книга вышла тиражом в полторы тысячи экземпляров как раз в издательстве этого литературного журнала. В основу текста легли лекции, которые автор в течение нескольких лет читала в ахматовском музее.

Ирэна Вербловская, представляя широкой публике свой труд, сказала о том, что она "сознательно отбрасывала факты, которые не работали на главную идею - это не город и не поэт, а само время. Город Ахматова и любила, и ненавидела, и томилась им - это не была одна нота, такая неоднозначность и есть горькая любовь". Автору "хотелось показать, какой была повседневность, ничего не прибавляя и не убавляя". Самуил Лурье, один из редакторов издания, рассказал на презентации, что он лишь "сыграл роль почтового голубя: взял рукопись и передал ее издательству". По его мнению, эта книга - "об Ахматовой как о советском человеке в страдательном залоге: повышаются цены, значит, повышаются и для нее, не топят, значит, не топили и у нее, и грохот транспорта также мешал ей думать". И "в этом смысле это не увлекательное чтение, никто ни с кем не целуется, не пишет любовных стихов, дана панорама советских обстоятельств". Словом, о том, что главным героем книги "Горькой любовью любимый" является именно время, советская и ленинградская жизнь, говорили все выступавшие на вечере. Было упомянуто и о некоторых недочетах, допущенных не столько автором, сколько издательством. Это и подкачавшее художественное оформление, и невнимательность корректорской службы, и отсутствие некоторых обязательных иллюстраций (важных для ахматовского Петрограда-Ленинграда адресов и лиц). Но о фотографиях речь особо. Вкладка с ними - это книга в книге, несущая большую смысловую нагрузку. И потому пропуски в ней очень досадны, но вполне понятны (деньги, деньги). Хотелось бы действительно включить в эту вкладку и карту города с соответствующими пометами - для большей наглядности. Выступавшие на презентации отмечали, что авторского голоса в книге почти нет: кто посчитал это недостатком, кто - достоинством. Его отсутствие - это, конечно, иллюзия, он присутствует подспудно, авторская концепция выражена в подборе фактов и их композиции, в выборе цитат и персон. А то, что авторское отношение не выпячивается на первый план, можно считать удачным подходом, потому что ярких авторских книг об Анне Ахматовой предостаточно. Данный же труд на первый взгляд предстает концентрированной выжимкой из фактов, дат, статистики и стихотворных комментариев. Читать такое человеку, первый раз столкнувшемуся с настолько сложной и многоплановой личностью, какой была Анна Андреевна Горенко, я не посоветую - голова разболится от обилия сведений. К тому же, как следует из слов самого автора, книга не столько о ней, сколько о времени. Если же вы вполне "подкованы", то книга как раз для вас, потому что достаточно лаконично и в то же время с достаточной широтой охвата покажет вам эпоху жизни поэта и города.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.