РАСПЛАТА ЗА АВСТРИЮ
Решение FIA, обнародованное в начале сезона, внести свой весомый вклад в модернизацию зеркал заднего вида на болидах F1 вызвало, скажем так, неоднозначную реакцию. Одни заподозрили федеральные власти в излишнем корыстолюбии, другие как противоракетным зонтиком прикрылись тезисом "чем бы дитя ни тешилось...", но все сошлись на том, что единственный, кому от нововведения не будет ни жарко, ни холодно, - это Михаэль Шумахер, которому зеркала заднего вида и вовсе без надобности. Однако это единодушие на поверку оказалось не чем иным, как массовым заблуждением, что и открылось публике на United States GP. Причем самым неожиданным и малосимпатичным образом.
Вообще, если присмотреться к американскому автослету вооруженным глазом, можно заметить, что еще задолго до начала он обзавелся собственным ореолом ирреальности. Джентльменский порыв McLaren, популяризации за океаном Formula1 ради, предоставить на свободную практику третью МР4/17 Саре Фишер, проживающей чуть ли не по соседству с Indianapolis Motor Speedway и в свободное от досуга время гоняющей в IRL, вызвал легкую панику и был воспринят титулярными пилотами как сигнал к построению. Некоторые даже побрились и стали делать заявления, о которых их никто и не просил. К примеру, Баррикелло, нимало не смущаясь присутствием Жака Вильнева и Хуана Пабло Монтойи, сообщил доверчивым американцам, что IMS - почти его родная трасса, а самому ему вполне по силам выиграть чемпионат. Правда, Михаэля Шумахера поблизости не наблюдалось - он тестировался в Муджелло. Приосанился и Култхард: хотя в отличие от Рубенса Дэвид на Индианаполис как родовое поместье не претендовал, в остальном его спич мало в чем расходился с предыдущим оратором - вероятно, при подготовке речей использовали один источник. Немало сил положил на повышение своих акций Френтцен, но хлопоты его оказались пустыми. Что же до аксакалов Indy, то притязания Вильнева, как, впрочем, и Монтойи, были скромны. И это правильно.
Инициатива McLaren не то чтобы обернулась против нее, но и желаемых дивидендов не принесла: в автомобиле F1 Сара, еще недавно на очередном этапе IRL стартовавшая с pole position, даже на свободной практике, где и речи быть не может о реализации всех лошадиных и иных сил, выглядела не ахти. Не скажу, что она заняла последнее место - его, почему-то под номером 22, закрепили за Баррикелло, в первом же своем подходе разложившим F2002 и на трассе в тот день больше не появлявшимся. Друзья Сары были недовольны. Лучшим в пятницу, хотите верьте, хотите нет, оказался Михаэль Шумахер. А вот второе время показал Эдди Ирвин, что позволило развить тему прогресса R3b. Но пришла суббота, и оказалось, что все лучшее для Jaguar закончилось вчера - 13-е и 17-е места Ирвина и де ла Росы большой надежды на успех не внушали. Ferrari вновь вызвала зависть всех оттенков, распределив первую линию стартового поля в соответствии с заслугами своих пилотов. Ральф Шумахер и Монтойя поправили свое положение по сравнению с пятничными достижениями, заняв четвертое и пятое места соответственно и став своеобразной прокладочкой между Култхардом и Райкконеном. Снизила обороты Sauber: у Хайдфельда только десятый результат, у Френтцена - одиннадцатый, что поставило под сомнение замену Массы, хотя и в то, что бразилец сумел бы прыгнуть выше головы и выиграть квалификацию, тоже мало кто верил. Не смогла настроиться под трассу Toyota, особенно не подфартило Сало, девятнадцатое время которого можно отнести лишь в пассив. Но благодаря неудаче финна Марк Вебер стартовал уже не с последней линии.
Дебют собственно US GP обошелся без сюрпризов: обе F2002 некоторую нерасторопность компенсировали качеством исполнения старта и позиции свои сохранили. Ральф коротко рокировался с одноклубником, Трулли, квалифицировавшийся восьмым, отыграл два места, заодно с Вильневым пройдя и Райкконена. Первая разборка произошла уже на втором круге, когда Ральф, широко войдя в поворот, обнаружил в нем Монтойю, вознамерившегося по внешнему радиусу восстановить утраченный статус-кво. Мнения о степени виновности питомцев Вильямса разошлись: колумбиец, указывая на немца как на виновника торжества, признает, что "и сам был не прав, припозднившись с торможением". Ральф отказывался верить, что случившееся отнюдь ему не привиделось. Что же до сэра Фрэнка, то тот, похоже, и вовсе лишился дара речи - во всяком случае, еще в понедельник он отказывался встречаться со своими воробышками. Хотя после более чем минутного отстоя в боксах, где механики ставили на FW24 новое антикрыло взамен павшего в бою, Шумахер-младший на трассу вернулся, гонка для него была, по существу, закончена. Монтойя, отделавшийся меньшими потерями, оказался на седьмом месте, но присутствия духа не потерял, на семнадцатом круге в борьбе за шестое место огорчил Райкконена, доведя счет их личных "встреч" до 3:1 в свою пользу. Правда, на стороне колумбийца сыграл двигатель от Mercedes, доживавший последние минуты. К тому времени пелетон разбился на фракции, в каждой из которых, кроме первой, на каждое место имелось несколько неуступчивых претендентов.
А во главе пробега все было гораздо спокойнее. Обе Ferrari так комфортно дистанцировались от Култхарда и не слишком докучавшего шотландцу Трулли, что даже лишняя ходка в боксы их шансов не понизила. Михаэль Шумахер ситуацию держал под контролем и хоть от Баррикелло особо не отрывался (о чем после финиша горько пожалел), но стоило тому подсесть на колесо чемпиону, как тот сразу же доводил свое превосходство до безопасных 2-3 секунд. Казалось, Михаэль так без лишнего напряга пополнит закрома очередной победой, но на клетчатом флаге случилось то, чего меньше всего ожидали. То ли Баррикелло запутался в педалях, то ли вспомнились ему неудовлетворенные амбиции и накопленные обиды, но вместо торможения он вдруг начал резко набирать скорость и пересек финишную линию на 0,01 секунды раньше ничего не подозревавшего товарища. Тому оставалось лишь разводить руками. Хотя общественное мнение в данной ситуации оказалось не на стороне бразильца, получил свое и Шумахер. "Михаэль не должен был подпускать Рубенса", - считают Минарди, Ричардс, Джордан. Почин Рубенса не одобрили и коллеги по водительскому цеху. Поэтому постфинишная пресс-конференция озарялась натянутыми улыбками. "Мы хотели красиво финишировать, бок о бок, - оправдывался бразилец, - но получилось так, что я сделал это раньше". На вопрос, на сколько использовал ресурс своего автомобиля Михаэль Шумахер, тот ответил, что "вполне мог бы ехать быстрее", попутно заметив, что его уступчивость не планировалась, а если кому-то угодно, можно считать это возвращением долга за Австрию. Правда, все-то думали, что расчет состоялся еще в Венгрии, а проценты были выплачены в Монце. Кстати, так же, вероятно считает и Жан Тодт: "Мы не просили Михаэля пропускать Рубенса, более того, на втором pit stop предупредили обоих, чтобы в последней трети гонки разборок не устраивали. А собственно, что случилось? Рубенс счастлив, Михаэль доволен, мы тоже". На вопрос своего бывшего шефа ответил Эдди Ирвин, но его цитировать я не стану - у нас все-таки печатное издание.