МИДУ - 200 ЛЕТ, 115 ИЗ НИХ ПРОШЛИ В ПЕТЕРБУРГЕ

Михаил Пиотровский во вступительном слове отметил не только эрмитажную, но и дипломатическую, государственную значимость выставки (это подчеркивали и присутствовавшие на церемонии открытия консулы некоторых государств). "Наш подход к 300-летию Петербурга - делать подарки, а не ждать их", - энергично завершил речь директор музея. Виктор Лопатников, представитель МИД РФ в СанктПетербурге, сказал, что открытие такой экспозиции символично, поскольку Петербург в последнее время возвращает себе дипломатические функции - именно через северную столицу теперь пролегают многие политические маршруты.

Представленные произведения (многие экспонируются впервые) логически делятся на несколько групп (хотя выставка выстроена в хронологическом порядке). Во-первых, это скульптурные и живописные портреты императоров (обоих Николаев и Александров) и министров иностранных дел (и Адам Чарторыйский, властвовавший через голову Александра Воронцова, и казавшийся бессменным Карл Нессельроде, и лицеист Александр Горчаков и т. д.). Во-вторых, это картины и фотографии, запечатлевшие важные политические моменты. Или даже предметы, в них участвовавшие, - как перо, которым был подписан Парижский трактат 1856 года. Перо как перо. Гусиное. Но сразу видно - важная птица его в руках держала! Наконец, самое интересное - дипломатические подарки. Очень любопытно, какая страна что дарила России. Англичане и немцы - десертные сервизы (практично, в хозяйстве всегда пригодится). Иран - алмазную саблю (оружие дарят лишь тем, кого уважают, но подарок обоюдоострый: мол, если что, у нас тоже сабли найдутся). Персия и Франция - расписные веера (вот неожиданная параллель: Восток и Европа дарят предмет неги и роскоши, дарят, по сути, воздух). История отношений с Францией представлена довольно богато: можно увидеть корсет, кошелек и платок, украшенные флагами и гербами России и Франции, в одной витрине рядом лежат две медали - одна прославляющая, другая высмеивающая русско-французский альянс. Еще много подарков от Китая. Не скупились китайцы, все дарили парами: вазы, сосуды для вина, фляги, лаковые резные коробки, эмалевые экраны, статуэтки журавлей (символы процветания). Трогательно смотрится картина, на которой художник запечатлел установление дипломатических отношений с Эфиопией (это было в конце XIX века). Но самое главное то, что была произведена реставрация ряда помещений, в которых ранее было министерство, а теперь размещена выставка. Прежде всего это кабинет, видевший многих великих министров, творивших историю России. Наборные паркеты, натертые до блеска, лепные гирлянды на потолках, в кабинете живописный плафон, огромные окна, пропускающие серый петербургский свет, изысканная пастельная гамма стен - скромная роскошь, поддерживающая престиж империи. Интересно, что реконструирован интерьер секретарской комнаты (1840-е гг.): зеленое сукно, красное дерево, папка на столе, жесткий диван для посетителей - не хватает только компьютера, все остальное смотрится вполне современно, по-офисному аскетично и функционально. Так и кажется, что сейчас войдет секретарша в деловом костюмчике, то есть, извините, секретарь в форменном мундире с бумагами на подпись Самому.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.