ПЕРВЫЙ ЮБИЛЕЙ АНСАМБЛЯ МАСТЕРОВ

Торжественным концертом в Малом зале имени Глинки Санкт-Петербургской филармонии Квартет имени Стравинского отметил свое десятилетие.

При участии известной пианистки Полины Осетинской были исполнены квинтеты Брамса и Дворжака. Принято считать, что уровень квартетного исполнительства в городе, стране служит верным показателем развитости музыкальной культуры в целом. На невских берегах квартетное музицирование издавна процветало. В давние времена в домах просвещенных любителей собирались друзья, владевшие струнными инструментами, и проводили сладостные вечера, оживляя движением смычков опусы Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского. Эти меломаны, в свою очередь, составляли тонко разбирающуюся в искусстве публику для выступлений объединявшихся в ансамбль замечательных виртуозов-профессионалов. В ХХ веке домашнее музицирование постепенно сворачивалось, уступая место коллекционированию звукозаписи: бурное развитие техники сделало возможным повсеместно наслаждаться творчеством величайших исполнителей - правда, в "консервированном" виде. Но уровень мастерства лучших питерских профессиональных квартетов по-прежнему оставался очень высоким. Я хорошо помню прекрасное искусство Квартета имени Глазунова, творческий путь которого начался задолго до моего рождения - вскоре после октябрьского переворота. В послевоенную пору возник Квартет имени Танеева. Недавно было отпраздновано 50-летие ансамбля, но он продолжает выходить на эстраду. Его участники, профессора Консерватории, обучают, пестуют в ее стенах новые квартетные коллективы, и несколько лучших, победив на престижных международных конкурсах, недавно вписались в живую панораму петербургской музыкальной жизни. Лидирующее же положение в ней занимает Квартет имени Стравинского. Десять лет - срок не такой уж большой. Однако превосходным музыкантам Александру Шустину (1-я скрипка), Виктору Лисняку (2-я скрипка), Даниилу Мееровичу (альт) и Сергею Белисову (виолончель) удалось достичь такой слиянности исполнительских намерений, что четыре их инструмента воспринимаешь в реальном звучании как один огромный. И репертуар, освоенный ими за это время, непостижимо обширен: наряду с классикой в нем присутствуют сочинения забытые, разысканные артистами на библиотечных полках. Ну и, конечно, новинки, произведения, созданные композиторами-современниками в расчете на неповторимую интерпретацию даровитых коллег. Игра в квартете служит для его участников в некотором роде хобби, ибо все они состоят артистами Академического симфонического оркестра Филармонии. Возможности передвижения для них из-за этого сильно ограничены, и их должны бы, казалось, знать лишь в Петербурге. Но они весьма известны и ценимы и за пределами родного города. Когда оркестр выезжает на гастроли по стране или за рубеж, квартет дает и собственные концерты. А компакт-диски "стравинцев" делают их аудиторию практически неограниченной. Праздничную атмосферу юбилейного концерта рождало необычайное воодушевление талантливых артистов. Зал был захвачен какой-то радостной полетностью звучания, яркого, изменчивого, переливающегося оттенками, постоянно устремленного вперед. Полина Осетинская, которая олицетворяет своим обликом воспетое поэтом "вечно женственное", провела фортепианную партию с таким мужественным волевым напором, такой интенсивностью ритма и динамики, что ни в чем не проигрывала привлекшим ее к своей игре мушкетерам. Слушательские восторги, аплодисменты и цветы достались им всем заслуженно.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.