ПЕСНЯ О СОВЕТСКОМ ПАСПОРТЕ
То, что обменять паспорт быстро и без проблем почти невозможно, уже ни для кого не новость. Но у многих петербуржцев есть реальный шанс к концу реформы остаться вообще без нового документа - от графика обмена наш город отстал более чем на полмесяца.
Хорошая новость о паспортной реформе была, пожалуй, только одна - о том, что эта реформа началась. А потом начались проблемы. Как выяснилось, граждане или не придали обмену значения, или просто не знали о реформе, и в паспортные столы никто не торопился. В правительстве России решили проблему радикально - сократили сроки проведения реформы: вместо декабря 2005 года датой окончания действия старых паспортов стал декабрь 2003-го. Если чиновники хотели таким образом "подстегнуть" активность россиян, то они этого с успехом добились. Очереди в жилконторы, а затем и в паспортные столы выросли до небывалых размеров - нашему корреспонденту лично удалось побывать в "счастливой" роли номера 91 на пути к окошку паспортистки - и это был далеко не последний номер в списке. А то, что, сдав документы, заветной книжицы придется ждать не 10 дней, как положено, а месяц-полтора, уже ни для кого не новость.
На 29 сентября новые документы в нашем городе получили только 1199 тысяч человек. Это всего половина населения, которому новые паспорта получить необходимо. Остальные либо до сих пор штурмуют жилконторы, либо уже смирились с неизбежным и начали готовиться к полулегальной жизни, которая, по словам чиновников, наступит для обладателей "старых" документов после 1 января 2004 года.
Между тем с "паспортного фронта" поступает все больше неутешительных новостей. Как сообщили в паспортно-визовой службе ГУВД, из-за пожара на фабрике Гознака бланки паспортов стали поступать нестабильно. Это выяснилось только в пятницу, хотя слухи о том, что "где-то что-то взорвалось и бланков мало", ходили уже как минимум неделю.
Ситуация с ходом реформы получается странная. Периодически представители МВД сетуют на то, что население неохотно идет менять старые документы на новые. Через некоторое время выясняется, что людей, желающих поменять паспорт, уже слишком много, и паспортные службы не справляются с потоком. К тому же, как выясняется, вся тяжесть работы по приему документов выпала на жилконторы, которые приспособлены разве что для выдачи справок о прописке (правда, как они справляются и с этой задачей, лучше не вспоминать). А получать новые паспорта необходимо в паспортных столах, которые зачастую являются только комнатками в отделении милиции и принять большое количество посетителей не могут физически.
Но проблема не только в неподготовленности жилконтор и паспортных столов к наплыву посетителей, но и в странном режиме работы этих учреждений. Действительно, тяжело выдать паспорта или, наоборот, принять документы на обмен от всех желающих, работая по два-три часа в день четыре дня в неделю. А если еще "технологические перерывы" устраивать минут на пятнадцать, то миссия становится и вовсе невыполнимой. Управление паспортно-визовой службы, видимо, делает все что можно, чтобы ускорить процесс обмена. Например, в некоторых отделениях милиции паспортные столы стали работать только на выдачу новых документов. Но график работы так и не сменили, да и стиль, впрочем, остался тот же: закрыться на десять минут раньше или выйти "по делам" на полчасика, оставив очередь в ожидании, - обычное дело.