РУССКИЕ МОРЯКИ ПРИПЛЫЛИ В ПЕТЕРБУРГ. ИЗ ГОЛЛИВУДА
<br>В Мариинском театре состоялась всероссийская гала-премьера нового американского фильма "К-19. Оставляющая вдов". Впервые в стенах императорского театра показывали кино. Впервые таким необычным образом здесь открывался очередной сезон.
Еще в период создания картины, которую ставила американка Кэтрин Бигелоу, ее путь к экрану сопровождался скандальными заявлениями ветеранов-подводников, оставшихся в живых участников тех трагических событий июля 1961 года, которые и послужили основой для сценария. Наши требовали от них правды и только правды, указывая на большое количество неточностей, несуразностей и просто нелепостей. Забегая вперед, скажем, что кое-что от традиционной "клюквы" все же проникло в фильм, но на нее мало кто обратил внимание. "Виной" тому была та атмосфера, которая сложилась в зале Мариинки.
Торжественный тон событию был задан появлением на сцене режиссера Кэтрин Бигелоу и Лайама Нисона, исполнившего в картине роль старпома Поленина. Их слова перед началом показа были искренними, выдававшими волнение. Все-таки они находились на сцене одного из лучших театров мира, чей оркестр под водительством маэстро Гергиева и записал музыку к фильму. Саундтрек оказался на удивление небанальным по мелодике и уместным в те моменты, когда он звучит в картине. Поначалу незримый дух скепсиса еще витал над партером, но по мере движения истории о подлодке К-19 к драматической кульминации в зале воцарилась внимательная тишина. Умолкли даже сидевшие за моей спиною ветераны-подводники, оживленно комментировавшие происходящее на экране по принципу "было - не было, похоже - непохоже".
Между тем в картине разворачивались события, от которых до сих пор пробирает дрожь при мысли о том, что могло бы произойти в мире, не прояви советские моряки мужество и стойкость в ситуации, когда пришлось жертвовать собою во имя других. Звезды Голливуда - Харрисон Форд и Лайам Нисон - смотрелись органично в форме наших офицеров. Их конфликт, конечно, был выдуман для пущей драматизации происходящего. Тем сложнее была задача обоих: сыграть правдиво то, чего не было. И звездам это удалось. Сдержанная мужественность звездного дуэта, как и вполне правдивая манера остальных актеров, убедила публику в том, что перед нею те, кто спасал подлодку, источающую смертельную опасность, те, кто принимал решения небывалой степени ответственности. Во время просмотра возникало странное ощущение, будто бы смотришь наше кино, снятое полтора десятка лет назад, когда впервые стало возможным рассказывать о морских подводных трагедиях времен холодной войны. Реализм в изображении подробностей быта моряков и борьбы с последствиями аварии атомного реактора в фильме постоянно корректируется негромким, но уважительным пафосом в отношении экранного экипажа К-19. Отсюда - один шаг до возвышенной романтики трагедии. Однако Кэтрин Бигелоу совсем неженской рукой удержала курс своей "К-19" от поворота в сторону слезоточивой мелодраматичности.
Авария на подлодке ликвидируется, но подлинная история ее экипажа на этом не заканчивается. О чем повествуют финальные титры и сцена встречи - на кладбище, как некое напоминание живым об ушедших. Режиссер Бигелоу увидела в них прежде всего героев и была права абсолютно. Быть может, именно поэтому в момент, когда пошли финальные титры, а оркестр Мариинки начал исполнение сюиты к фильму, зал в едином порыве встал и выслушал всю музыку стоя. Такое вряд ли происходило когда-либо на гала-премьерах.
Последовавшая затем пресс-конференция с участием голливудских гостей и маэстро Гергиева продолжила сюрпризы и неожиданности, происходившие в тот вечер в Мариинском театре. В зале в качестве самых почетных гостей сидели реальные, оставшиеся в живых члены экипажа той самой К-19, которая отныне стала самой известной подводной лодкой в истории мореплавания. Журналисты пытались расшевелить Нисона и Бигелоу вопросами, но получали искренние, хотя и округлые ответы, основной смысл которых сводился к тому, что работа над фильмом о русских моряках была испытанием, риском и честью. Первыми не выдержали сами подводники, со слезами на глазах благодарившие госпожу Бигелоу за смелость и отвагу, без которой такая картина просто не могла бы состояться. А она расплакалась сама, когда Петр Вельяминов, как актер, когда-то игравший командира подлодки в военной драме "Командир счастливой "щуки", преподнес ей букет цветов.
Пресс-конференция на глазах теряла смысл, превращаясь в стихийно организуемое изъявление чувства признательности. Обиды и претензии с нашей стороны к "ним" были забыты. Об этом никто в столь важный момент и не вспомнил. И подумалось в тот момент: "К-19" - первый фильм в истории кино, повествующий о том, как русские моряки-подводники выполняют свой долг. "Выполнять долг легко", - произнес в прологе картины старпом Поленин-Нисон. Оказалось, трудно. Смертельно трудно. Но экипаж К-19 его исполнил тогда, в 1961-м. Теперь, в 2002-м, об этом узнают не только Америка и Россия, но и весь мир.