ЗАЧЕМ СОВРЕМЕННЫМ ШКОЛЬНИКАМ "БЛОКАДНАЯ КНИГА"?
Признаюсь, очень тяжело судить об идеалах современных подростков. Можно сказать только одно, что для большинства из них события ленинградской блокады, войны с фашизмом - почти такая же давняя история, как гражданская война или "покорение Крыма".
Тем более приятно, что в гимназии № 144 на Суздальском проспекте самые обычные современные питерские ребята увлечены изучением ленинградской блокады, и память о подвиге ленинградцев в годы войны - это для них не пустые слова. Эта петербургская школа на дальней окраине - самая северная гимназия Петербурга. Казалось бы, обычные новостройки, имеющие мало отношения к питерской истории. Однако именно здесь родился уникальный проект - "Блокадная книга" гимназии.
А началось все пять лет назад на одном из уроков внеклассного чтения в январские дни, когда речь зашла о "Блокадной книге" Алеся Адамовича и Даниила Гранина. Книга по-настоящему потрясла детей. Ребята стали вспоминать, что среди близких им людей - прадедушек, прабабушек, знакомых, соседей - очень много людей, переживших блокаду, живых свидетелей тех трагических и героических лет. Родилась мысль: почему бы нам не создать "Блокадную книгу" нашей гимназии, пока живы люди, хранящие память о блокаде.
Благодаря энтузиазму учительницы русского языка и литературы Екатерины Алексеевны Сущенко и школьников удалось создать группу "Поиск", состоявшую из учеников 5-8 классов. "Особенность нашего микрорайона в том, - говорит Екатерина Алексеевна, - что сюда, в новостройки, приехали жить много блокадников. Через их живую память мы стали выходить на осознание блокады как подвига и трагедии. Именно через блокаду наши дети стали ближе к истории своей страны".
Участники группы "Поиск" работали на территории микрорайона, в котором расположена гимназия, - встречались с жителями блокадного Ленинграда, записывали их воспоминания, собирали материалы для звуковой и печатной книги, а также работали с архивными и историческими материалами. Поначалу блокадники неохотно шли на откровения, их первой реакцией на расспросы ребят был вопрос: а зачем вам это нужно? Да и для самих школьников, привыкших к официальной трактовке блокадной истории, многие воспоминания переживших блокаду были шоком. Это был своего рода момент истины: для детей стала открываться настоящая, неприукрашенная правда, которая долгие годы сознательно замалчивалась и скрывалась.
Результатом поисковой работы стала "Блокадная книга-98. Страницы славы и бессмертия", вышедшая в 1998 году и посвященная 55-й годовщине Победы. Это был первый выпуск, но поисковая работа продолжалась, и к январю следующего года, когда будет отмечаться 60-летие прорыва блокады, будет выпущено второе издание "Блокадной книги" 144-й гимназии. Причем это не просто книга - это уникальная книга-музей, материалы которой могут быть в любую минуту развернуты в выставку.
Участники поисковой группы работают в постоянном контакте с архивариусами Пискаревского мемориала, помогают увековечивать имена блокадников в "Книге памяти". А непосредственным продолжение "Блокадной книги" явилось движение "Блокадная парта", ставшее одним из значимых событий культурной жизни Петербурга последних лет. Ее идея - увековечить память детей и учителей блокадного Ленинграда, а цель - установка мемориальной плиты на аллее Славы Пискаревского мемориала в рамках акции "Памяти павших будьте достойны". Школьники сами зарабатывали деньги на создание плиты, проводя уборки территорий, устраивая ярмарки-продажи ручного труда и другие мероприятия. Летом нынешнего года проект "Блокадная парта" победил во II всероссийской акции "Я - гражданин России" в номинации "Память сердца" и награжден поездкой в "Орленок".
Эта мемориальная плита будет выполнена в виде белой школьной тетради с надписью "Учителям и школьникам блокады, /Поправшим смерть, /Свершившим подвиг на века... /От школьников Санкт-Петербурга XXI века, /Участников акции "Блокадная парта". Предполагалось установить плиту в День учителя, 5 октября, но денег не хватило, и она будет поставлена к январю.