ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДСТАРТОВОГО ИНСТРУКТАЖА
Факты, известно, вещь упрямая. Но и им далеко до того упорства, с которым Ричард Бернс не желал отказываться от титула в пользу Маркуса Гронхольма. Однако не только англичанин жаждал чемпионства - подобные амбиции культивировал в себе и Колин МакРэй. Справедливости ради отмечу, что в чемпионате бывших - в разное время - субаровцев разделяло лишь одно очко, да и побед в Новой Зеландии у Колина поболее: три против одной. Одержаны они, правда, давно (1993-1995), когда шотландец гонялся, не в обиду (а может, и в нее) Ники Гристу будь сказано, с Дереком Рингером.
Характерно, что New Zealand Rally оба британца выигрывали, будучи приписанными к Subaru World Team. Однако из действующих гонщиков более фартовым в Океании считается Карлос Сайнс - четырежды срывал он здесь банчок. И опять-таки приятные воспоминания испанца связаны с одной командой - Toyota. Последний раз лавровый венок испанец примерял в 1998-м, сейчас же на многое он не замахивался.
Но вернемся к Колину МакРэю. Нет, с точки зрения теории шотландец безупречен: считать умеет, что, впрочем, не входит в его должностные обязанности - это крест штурмана. Но поправку на то, что практически весь сезон Peugeot несла всех, включая и Ford, в одну калитку, сделать следовало бы. Не конкуренты они сегодня. Хотя на стороне Колина играло моральное преимущество - следующий сезон он посвятит себя Citroen, что устраивает и самого МакРэя, и Ford MotorCompany, и, очевидно, французов. Так что в Новой Зеландии предоставлялся неплохой шанс, кстати, еще не последний, от души хлопнуть американской дверцей и показать будущим работодателям, что в своем выборе они не ошиблись.
Побочный стимул Бернса был не столь мощен - ему просто хотелось одержать первую победу в Peugeot, ну и состричь с этого соответствующие купоны, а там - чем черт не шутит? Да и шансы трех подопечных Коррадо Проверы - Гронхольма, Бернса и Рованперы, вновь востребованного для защиты чести флага (а скорее - для нейтрализации путающихся под колесами прочих соискателей островной победы), расценивались столь же ровно, сколь и высоко. А следующими в этом списке значились отнюдь не "фокусники" - их отодвинули Томми Мякинен и Петер Зольберг. Ничего не поделаешь - традиция. В целом же создавалось впечатление, что все бойцы марочного чемпионата к XII этапу отнеслись как к неизбежной необходимости: помимо Peugeot, отправившей в Новую Зеландию еще и Паницци, и Ford, традиционно выставившейся в трех экземплярах, остальные удовлетворились лимитированным минимумом. В Mitsubishi отбывшего на пока незаслуженный отдых Алистера МакРэя заменил Яни Паасонен. Всего же на старте в Окленде предстал 81 (42 гр.А + 39 гр.N) экипаж. Число впечатляющее, однако состав участников перехода количества в качество не сулил.
Начало ралли обещало Бернсу исполнение желаний - уже на первом допе он вез более 6 секунд Рованпере и почти 5,5 - Гронхольму. А начиная с СУ2, казалось, что у Ричарда остался только один соперник - Харри Рованпера, который в борьбу за победу вмешиваться не станет, - у Маркуса начались проблемы. Сначала пропало давление в гидравлике, и вода самотеком направилась на свободу, попутно забрызгав ветровое стекло. Последнее пришлось вытереть полотенцем, которое позднее было использовано более целенаправленно - им Гронхольм и Раутиайнен обмотали главную трубу. Так и пилили два допа до сервиса, умудряясь, однако, далеко из первой тройки не выпадать. Но и после дружеского участия механиков испытания для финнов не прекратились: на старте СУ5 у них заглох двигатель - а все издержки производства launch control. Тем не менее после СУ6, на котором непруха для Гронхольма благополучно завершилась, он отставал от Бернса почти на 38 секунд - конечно, не очень хорошо, но и впереди предстояло 20 допов, где могло случиться все что угодно.
На СУ4 стало ясно, что успех 7-летней давности Колину МакРэю не повторить - за полтора километра до финиша он решил пройти двойку на третьей передаче, что на считающейся одной из самых быстрых трасс чревато последствиями. И они не замедлили проявиться - Focus снесло с трассы, и он безвольно застыл в малопривлекательном положении, когда корма выше носа. "У Ники Гриста еще было время повторить мне поворот, но когда он это сделал, изменить что-либо было поздно. Вернуться на трассу задним ходом нам не удалось", - резюмировал исход заокеанского вояжа Колин. Если же говорить об оставленных им на произвол гонки одноклубниках, то наиболее шустрым из них был Карлос Сайнс, и если бы не заглохший двигатель на старте СУ1, к ночи акции испанца могли бы котироваться значительно выше, и тогда бы он мог угнездиться повыше десятого места. Не задался дебют и у рекрутов Subaru, причем по одной и той же тормозной причине и в одном и том же местечке - на злополучном СУ4. Правда, у Мякинена на следующих двух допах возникли еще и проблемы с водоснабжением. Тем не менее на финише первого круга финн занимал почетное четвертое место, норвежец - шестое. Между ними как-то незаметно вклинился прихожанин Паасонен.
Все или почти все встало на свои места со сходом Ричарда Бернса на СУ15. К этому судьбоносному моменту он катил Гронхольму, на одиннадцатом допе окончательно разобравшемуся с Рованперой, экспериментировавшим с настройками, более 44 секунд. "Я действительно расстроен, потому что хотел завоевать свою первую победу в Peugeot. Но я слишком широко вошел в правую четверку, после которой шел левый прямик. Мы поймали крышу, и нас внесло в дерево". Зря, наверное, в напутственном слове сеньор Провера призывал своих подопечных только к тому, чтобы они "ехали как можно быстрее и получали от этого удовольствие". В отношении последнего у Бернса как-то не сложилось.
Грех жаловаться на второй круг Зольбергу, Мякинену и Сайнсу - их механики отработали хлебную карточку сполна. Другой коленкор, что накануне было слишком много упущено, и оставшихся в строю Гронхольма и Рованперу достать не представлялось возможным, но именно в такой последовательности эти гонщики и завершили субботнюю баталию. Замкнул очковую шестерку Юха Канккунен.
Заслуживают внимания результаты после второго круга: Маркус вез окончательно ушедшему в настройки Харри почти 56 секунд, между остальными было еще больше. Это я к тому, что в воскресенье какие-либо изменения в верхах могли произойти только волей сходов. Так оно и случилось - на предпоследнем допе, когда третье место было уже так возможно, так близко, на Subaru Зольберга кончился двигатель. Предопределено это было, вероятно, еще утром, когда вдруг пропало давление гидравлики в центральном дифференциале. Вот такая неприятность. Впрочем, для кого как - Мякинен, Сайнс и Канккунен поднялись на одну ступень. Как, к слову, и Лойкс - теперь он стоял на страже очковой зоны.
Итак, сомнения относительно чемпионства Гронхольма, если они еще у кого-то и оставались, рассеялись окончательно. Что касается Бернса и Колина МакРэя, то у них остается еще два этапа, чтобы добыть по победе. Правда, шотландец будет стремиться к ней под диктовку нового, вернее, старого штурмана - Дерека Рингера. Оргвыводы не заставили себя ждать, а насколько такая замена окажется эффективной, посмотрим в Австралии. Это недалеко. От Новой Зеландии.