ЖИЗНЬ В РИТМЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Размышления после "Тэфи-регион-2002"

Наши победили: на прошедшем недавно региональном конкурсе "ТЭФИ" - самом престижном телевизионном состязании в России - Дирекция ВГТРК "Санкт-Петербург" выдвигалась на конкурс в пяти номинациях из девяти и получила награды в пяти номинациях из девяти. Причем две из этих наград самой высшей - золотой - пробы. Журналист Алексей Олиферук и оператор Игорь Старостин из петербургских "Вестей" с лентой "Первый кирпичный" (цикл "Большие вести") взяли первое место в номинации публицистических фильмов. Второе золото - у программы "Из достоверных источников" в конкурсном разделе журналистского расследования. А до этого было много других призов, премий и грамот. Было несколько высших наград на форуме СМИ Северо-Запада "Сезам-2002", были и есть самые высокие зрительские рейтинги среди петербургских телекомпаний и всех новостных программ всех российских регионов. Вроде бы самое время почить на лаврах, давать мастер-классы для журналистов других СМИ и всесторонне изучать и пропагандировать наследие петербургских "Вестей". Но всего этого не было в нашей беседе с руководителем петербургских "Вестей" Антоном ГУБАНКОВЫМ. Не было победного грома барабанов, речевок, рапортов и поучений менее удачливым коллегам. Были мысли - осторожные, спорные, порой болезненные. "ТЭФИ" стал для наших телевизионщиков толчком к рефлексии, способом остановиться и в очередной раз подумать о своем деле, своем праве на слово, ежедневно врывающееся с экрана в сотни тысяч петербургских квартир. Вот лишь некоторые фрагменты этого разговора. Говорит Антон Губанков: О РУССКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ Может быть, это покажется странным, но главным итогом моих размышлений по ходу конкурса "ТЭФИ" стал вывод о природе русского менеджмента. Если залог успешного менеджмента на Западе - это точный расчет, то в России - это любовь. Эта формулировка при всей ее кажущейся простоте далась не сразу - это резюме всех ощущений от подготовки к конкурсу, впечатлений от успехов наших ребят. Естественно, для достижения поставленных целей нужен трезвый расчет, холодный ум и прочее. Но в России этого мало. Дело, особенно дело творческое, построенное только на этих основаниях, возможно, продержится какое-то время, но затем неизбежно развалится, деградирует. Если только его не скрепит любовь к людям, которые этим делом занимаются. Ловлю себя на ощущении, что всех, с кем работаю, искренне люблю и очень хочу, чтобы они тоже заразились этим чувством. Конечно, все мы, работающие в "Вестях", не ангелы. И не всегда и не всем хватает выдержки, грамотности. Но в каждом есть то, за что хвалить, и в каждом есть плюсы, которые можно развивать. При таком подходе рождается уникальное сообщество ярких индивидуальностей, коллектив, в котором просто интересно. Именно этот камерный вывод я сделал после шумной церемонии "ТЭФИ-Регион-2002". Потому что неизбежно в таких случаях в сравнении, в сопоставлении рождаются вопросы: кто мы, что мы, прочему мы работаем именно так, а не иначе. О КОНКУРСЕ И НАГРАЖДЕНИЯХ Конечно, конкурс был очень представительным, и любая победа в нем значима. Зональная группа "Запад", в которой мы выставлялись, стала самой большой по числу участников - в два-три раза больше, чем в группах "Центр" и "Восток", - и отличалась более высоким уровнем профессионализма. И вот, несмотря на это, в пяти номинациях из девяти мы оказались в финале, то есть пять раз мы занимали одно из первых трех мест. Причем первое, "золотое" место мы получили не просто за информационный сюжет. Нам дали его за фильм, за крупную форму, требующую большого профессионализма, творческих усилий, способностей к аналитике. И таких журналистов, способных работать на столь высоком уровне, у нас в "Вестях" много. И именно они делают для города информационную программу. Номинация "Журналистское расследование", в котором Дирекция ВГТРК "Санкт-Петербург" также получила первое место за передачу "Из достоверных источников", не менее показательна. Пусть эту программу делают журналисты, не работающие в "Вестях" (команда Евгения Зубарева из "Петербургского часа пик"), но в том, на каких принципах она строится, - позиция нашей компании. Как говорили члены жюри "ТЭФИ", журналистика вообще, а жанр расследования в особенности требует четко определенной гражданской позиции, требует большой смелости. Жалею, что мы не привезли на "ТЭФИ" наши остросоциальные репортажи - думалось, что в номинации "Репортер" более выигрышной будет тема города через судьбы его обитателей. Увы, невозможно на одном конкурсе представить сразу все, что наработано. Конечно, огорчились ребята, которые не получили тех мест, на которые рассчитывали. Конечно, все мы расстроились за Игоря Страхова, который, на мой взгляд (да разве только на мой!), был лучшим телеведущим на конкурсе, достойным "золотого" диплома "ТЭФИ", а не "серебряного". Но, в конце концов, мы же работаем не ради "ТЭФИ". Ведь в профессиональной среде невозможно обмануть коллег, пустить пыль в глаза - все мы по большому, по гамбургскому счету знаем, кто чего стоит. И это внутреннее понимание, внутреннее сознание того, что твой продукт востребован зрителем, - главное в нашей профессии. О ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СТОЛИЦАХ И ПРОВИНЦИЯХ Если говорить об общих впечатлениях, то главное, на мой взгляд, что показал конкурс, - это преодоление той пропасти, того разрыва, который был еще несколько лет назад между центральным и региональным вещанием. Это вещание различно по определению, по своей тематике, но если говорить о профессиональном уровне - то он в регионах вырос, он уже способен порой конкурировать с уровнем федеральным. Интересным было общение со столичным телевизионным бомондом, с теми людьми, которых большинство региональных журналистов видели только на экранах. Те, в свою очередь, тоже присматривались к провинциалам: центральные каналы нуждаются сейчас в новых лицах, талантах, идеях. А этого, как показал конкурс, в регионах достаточно. В этом смысле "ТЭФИ-Регион" - это своего рода ярмарка кадров для общенационального телевидения. Не скрою, я тоже присмотрел нескольких журналистов, которые вполне могли бы работать у нас. О ПРЕОДОЛЕНИИ СТЕРЕОТИПОВ Сегодня телевидение стало частью нашего сознания. Оно формирует своеобразную "повестку дня", создает образ реальности, в который человек верит. Люди начинают мыслить телевизионными категориями. И эта тенденция набирает силу, люди смотрят ТВ, ругают, критикуют, но все равно смотрят. Как говорится: "Не нравится, но смотрю с удовольствием". И привычное возражение телевизионщиков: не нравится - выключите телевизор из розетки - уже не срабатывает. Потому что можно выключить телевизор, но нельзя выключить телевидение. Мы как ежедневное руководство к действию. Если это понять, наваливается громадная ответственность за то, что мы делаем. И здесь крайне важно не оказаться пленником того информационного потока, который мы сами и создаем. Крайне важно подняться над стереотипами и поднять над ними своего зрителя. К примеру, есть множество тем, о которых сегодня не говорят. Не потому, что кто-то запрещает, кто-то звонит из президентской администрации или из кабинетов олигархов и говорит - вот на эту тему нельзя ничего ни писать, ни говорить. Нет, ничего подобного - такие мифы о своей ангажированности, о своей работе "на определенные круги" чаще всего выдумывают сами журналисты, оправдывая этим собственные интересы или низкий профессионализм. Почему, например, ничего не говорится о том, что в последнее время уровень потребления в России вырос в несколько раз? Или о том, что наша страна вышла на одно из первых мест в мире по количеству туристов? Почему никто не исследует эти ситуации? Что, может быть, опять кто-то запрещает? Нет, просто эти факты не вписываются в тот стереотип нищей, разваленной страны, к которому привыкли и зрители и телевизионщики. Мы до сих пор работаем по информационной модели переходного периода, хотя на дворе уже началось совсем другое время. И чем быстрее мы это поймем, чем быстрее начнем говорить людям по делу, по существу, по тому, что отвечает их сегодняшним, а не вчерашним запросам, - тем лучше будет и для телевидения, и для страны. О БУДУЩЕМ "ВЕСТЕЙ" Что дальше? Конечно, никакие самые высокие сегодняшние награды и зрительские симпатии не обеспечивают нам автоматически успех завтра. Наивно думать, что подъем может продолжаться бесконечно. Стареют идеи, творческие механизмы, наработки. Но при всем этом главное - сохранить тот драйв, который у нас есть, те человеческие отношения, ту мотивацию, которые нами движут. Важно сохранить то внутреннее, искреннее (по гамбургскому счету!) ощущение того, что мы первые. Знаете, хочется вырастить у нас в студии на Карповке особую породу людей - сумасшедших, интеллигентных телевизионщиков. Пусть интеллигентность - это качество, которое считается не характерным для информационного телевидения, - петербургский журналист должен быть интеллигентным. Напористым, энергичным, но не хамоватым. Информационная журналистика - это не профессия, это состояние. По большому счету невозможно научиться интервью, как невозможно научиться любопытству. И если сбоев в воспитании таких телевизионщиков не будет - тогда за будущее "Вестей" я спокоен. И творческие механизмы обновятся, и наработки появятся, и идеи новые придут. "ТЭФИ-РЕГИОН-2002" "ТЭФИ" - главная телевизионная премия страны, учрежденная в 1994 году. В этом году впервые был проведен отдельный конкурс для регионального телевидения. В трех группах - "Запад", "Центр" и "Восток" - соревновалось 209 телекомпаний из 117 городов, представивших на конкурс 668 работ. Финал конкурсной зоны "Запад" прошел 24-26 сентября в Нижнем Новгороде. Наш город представляли Дирекция ВГТРК "Санкт-Петербург", ОАО "ТРК Петербург (5 канал)", ООО "Русское видео 11 канал", ГТК "Шестой канал". В финал вышли только конкурсные заявки Дирекции ВГТРК по пяти номинациям: "Телевизионный дизайн", "Публицистическая программа", "Журналистское расследование", "Ведущий информационной программы" и "Информационная программа". Какие программы новостей Петербурга вы смотрите чаще других? 35,6% - "Вести-СПб" 17,4% - "Сегодня в СПб" (НТВ) 13,9 % - Информ-ТВ (5 канал) 5,9 % - Новости (6 канал) 10,5% - Другие 16,7% - Вообще не смотрю ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: "Централизация имеет многовековую историю - силы, талант, деньги концентрируются в центре. Это плохо, но это так! Страна настолько сильна и привлекательна, насколько сильны и привлекательны ее регионы..." АЛЕКСАНДР ЛЮБИМОВ: "Думаю, главное - больше и лучше делать новости - через это лучше понимать себя, людей, власть, народ... И здесь главное - мастерство. Как оператор снял и как журналист придумал - так и выглядит в конечном счете наша страна для граждан".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.